На мирно спящих аэродромах – для нас всех эта фраза ассоциируется прежде всего с трагедией советской авиации утром 22 июня 1941 года. Но было ли это событие уникальным? Давайте посмотрим, что происходило на другой стороне глобуса 169 дней спустя.
Акт I: остров Оаху, Гавайи
Все знают, что основной целью японской «Гавайской операции» были корабли Тихоокеанского флота США в Пёрл-Харборе. Однако многие забывают, что более половины участвовавших в рейде самолётов – 105 бомбардировщиков и 114 «Зеро» – работали не по гавани, а по аэродромам на том же острове Оаху.
Как и в случае с советскими, эти аэродромы были не такими уж и «спящими». Время было уже 07:48, и американцы получили целых два предупреждения. От радарного поста на севере острова и от командира эсминца, потопившего на входе в гавань подлодку. Оба сообщения были получены за целых 40 минут до того, как упали первые бомбы. В воюющей армии это вызвало бы однозначную реакцию: поднять по тревоге всё, что шевелится и стреляет!
Чисто на всякий пожарный – за что, за что, а за бдительность на войне не наказывают. Но гарнизон Оаху всё ещё жил по лекалам мирного времени. Одно сообщение просто проигнорировали, а второе неспешно передавали по цепочке наверх, не желая принимать ответственность за решения.
Это наложилось на неготовность самих аэродромов к отражению авианалётов. Капониры для самолётов отсутствовали как класс, а машины даже не были рассредоточены и стояли красивыми ровными рядами. Идеальная цель для бомбово-штурмовых ударов. Круглосуточного дежурства зенитчиков тоже, конечно же, не было. А зачем это всё в мирное время и за тысячи миль до любого вероятного противника?
Две «волны» японских авиаударов уничтожили 188 и повредили ещё 159 армейских и флотских самолётов из почти 400 имевшихся. Включая некстати прилетевшие и попавшие под раздачу пикировщики с авианосца «Энтерпрайз», а также перегонявшиеся на Филиппины «Летающие крепости». Не обошлось и без пресловутого «дружественного огня».