Найти тему

Чем заниматься с ребенком после запуска речи? Намечаем дальнейший план.

Всем здравствуйте. Итак, у вас произошло долгожданное чудо- ваш ребенок начал говорить. Он произносит двусложные и даже трехсложные слова, слова со стечением согласных, и казалось бы, все хорошо, нужно ли дальше продолжать работу с логопедом? Одни родители довольны полученным результатом и спешат завершать занятия, считая, что задержка речи позади, и речь малыша самостоятельно пойдет в гору без участия специалиста. Однако это не так, то, что ребенок начал произносить отдельно взятые слова-не означает, что диагноз ЗРР или же алалия может быть снят в ближайшее время, теперь стоит еще более значимая задача- научить ребенка применять эти самые слова в нужной ситуации, произносить слова четко и красиво, составлять из них фразы и предложения.

Сможет ли мама сама выполнить эти задачи? Вполне, при условии, что эта мама:

- Имеет достаточное количество свободного от основной работы времени.

- Имеет желание и достаточное количество терпения, что немаловажно при работе с собственным ребенком в домашних условиях.

- И, конечно же, владеет знаниями, которые касаются русского языка

( синтаксические единицы, словообразование и прочее).

-2

Если эти три пункта для мамы не представляют собой ничего сложного, то тогда можно оставить логопеда позади и продолжить самостоятельно вытягивать ребенка в норму. НО! В большинстве же случаев мы видим иную картину, когда родители не знают, как помочь ребенку и сделать его речь наполненной смыслом, поэтому занятия могут продолжаться еще длительное время, бывает, что вплоть до самой школы, а то и весь школьный период ( это касается детей с тяжелым нарушением речи).

Чем же заниматься с ребенком теперь, когда он, наконец-то, стал выдавать слова? Мы не стремимся сделать его речь красивой на первых порах, не тренируем его четкое произношение, мы радуемся тому, что ребенок уже пошел на контакт и стал радостно за нами повторять слова. Это супер! Поэтому не торопитесь ставить тут же отсутствующие звуки или исправлять те, которые малыш пока произносит недостаточно четко.

1. Работа над фразой. Как только у ребенка стали получаться полноценные односложные и двусложные слова, мы смело пробуем создать из них простые фразы. Например, ребенок произносит глагол «дай», а также существительные: миша, зая, киса. Нам этого вполне достаточно, можем соединять: миша, дай/ зая, дай/ киса, дай. Положили рядом с каждой фигуркой фрукт или ягоду ( дыню, киви, грушу, лимон) и произносим данную фразу, помогая ребенку получить заветный продукт. То есть животные или любые другие персонажи делятся чем-то с ребенком. Затем мы пробуем другую фразу со словом «на», когда что-то отдаем. Сюда же относятся и вопросы: где миша? Тут! Где лиса? Тут. Где слон? Тут. Можно потренировать с ребенком тему «Кто где живет», используя фигурки животных и карточки с ареалом их обитания. Хорошо подходят лото/ игры на липучках/ рамки-вкладыши.

2. Работа с предлогами. Часто дети, знающие слова, могут неверно употреблять их с предлогами поэтому мы заранее проводим профилактику и учим малыша правильно их использовать. Например, на конкретном занятии мы берем пока только 2 предлога: на и под, этого будет достаточно и готовим шаблон с деревом, отдельно яблоки красного и зеленого цвета. Кладем зеленые яблоки на дерево и говорим : Где зеленое яблоко? НА дереве. Где зеленое яблоко? НА дереве. Затем кладем красное яблоко под дерево и проговариваем фразу: где красное яблоко? ПОД деревом. Объясняем ребенку, что зеленые яблоки еще не созрели, поэтому они на дереве растут, а красные поспели, и уже лежат прячутся под деревом, ждут, пока мы их соберем. На следующий день берем предлог «в» и повторяем игру с яблоками или грушами, после чего начинаем собирать урожай, и при этом произносим предлог «в»: клади зеленое яблоко «В» корзину. Клади красное яблоко «В» корзину и так далее. Спустя 2-3 занятия у ребенка уже будут отработаны целых 3 предлога, они плавно войдут в речь.

3. Работа с падежами.Я рассказывала на своем канале о том, как можно аккуратно ввести падежи в речь малыша, делилась примерами игр для их закрепления. А пока я лишь напомню, что падежи вводятся в таком порядке ( ЭТО ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО АВТОРСКИЙ ПОДХОД, вы можете вводить так, как вам удобнее и как вы привыкли это делать, согласно практике): именительный/винительный/ родительный/дательный/предложный/ творительный. Самые простые –это первые 4 падежа, лично для меня, так как например, когда мы с ребенком прошли первую слоговую структуру слов ( мама, папа, баба, деда, тетя, лиса, коза, сова, нота, луна и т.д. То есть двусложные слова, состоящие из 2 открытых слогов), то мы можем видоизменять эти слова, меняя лишь окончание, но само слово останется двусложным, что удобно для ребенка, начинающего говорить. Приведу пример, чтобы было понятнее: я решила ввести винительный падеж, у ребенка есть слова- мама, папа, баба, деда, киса. Я возьму лупу или бинокль или подзорную трубу, выберу или подготовлю контейнер с водой и стаканчиком ( помните, о которой я рассказывала?) и буду задавать вопрос: кого ты видишь? Вижу маму/ вижу папу/вижу бабу/вижу деда/ вижу кису и т.д. То есть ребенок будет со мной играть и в то же время в процессе этой игровой деятельности повторять сперва за мной слова с верным окончанием в винительном падеже, а потом и самостоятельно. В следующий раз я предложу игру, где нужно будет понять, кого или чего нет ( родительный падеж), далее будем кормить животных и я буду спрашивать ( кому ты дашь морковь? Кому ты дашь капусту? Кому ты дашь мед? Вот он наш дательный падеж: Зае, Козе, Мише)

4. Работа с союзом «И». Учим ребенка объединять несколько предметов или персонажей с помощью союза «и», закладываем базу для будущего рассказа. Например, задание по картинке: найди, что здесь красного цвета? Мяч «и» кубик. Найди, что здесь горячее? Свеча «и» чайник. Второй пример: покажи, кто едет с горки? Миша и зая. Кто ест капусту? Заяц и коза. Кто едет на машине? Мама и папа. Задача ребенка соединить два слова, которые он способен произнести по отдельности при помощи союза «и». Приемов здесь множество, если вам интересно, то могу написать отдельно статью о том, какие игры и задания можно дать ребенку для применения «и».

5. Работа с числительными. Это следующий этап, когда нужно будет с ребенком отдельно проговаривать число с частями речи. Например, 1 мяч/3 мяча/5 мячей ( ребенок учится видоизменять слово, имеющееся в его активном словаре). При этом не забывайте, что одно дело-работать с существительными, а другое-с глаголами и прилагательными. 1 мяч лежит на полу/ 3 мяча лежат на полу/ 5 мячей лежат на полу. А если прибавляется еще и прилагательное- 1 красный мяч лежит на полу/ 3 красных мяча лежат на полу/ 5 красных мячей лежат на полу. Вот здесь мозг будет «взрываться», но эта работа обязательна.

Вот такой «минимум» задач ожидает тех специалистов и родителей, которые считают, что после запуска речи у ребенка заниматься с ним нечем. Работа только началась, самое сложное- впереди, обучить ребенка грамотности, верному применению своих знаний, умений и навыков. У вас все обязательно получится!