Отголоски язычества сохранились и до наших дней, а что уж говорить о 18-19 веках. Многие бытующие обряды и обычаи – свадьбы, крестины, похороны и даже православные праздники переплелись с более древними ритуалами.
- При рождении младенца в семье делали деревянную куклу в виде мальчика или девочки, в зависимости от пола новорожденного. Клали куклу в деревянный гробик, поместив туда же место родительницы, где плод лежал в чреве матери, относили гробик на задний двор ближайшего соседа и там хоронили “смерть младенца”.
- Гулянки на крестины еще не вошли в моду. В дом ребенка являлись кум и кума. Хозяева ставили вдоль избы “мертвую лавку”, на которую когда-то клали гроб, расстилали шубу как символ будущего богатства, а на шубу – младенца. В это время никого не должно быть на печи. Кум с кумой садились на “мертвую лавку”, некоторое время беседовали
с хозяевами, становились перед иконами на молитву и долго молились. Считалось, “мертвая лавка” предохраняла младенца от сглаза и насильственной смерти. Отмолившись, кумовья завертывали ребенка в шубу и несли крестить. Поп посвящал дитя в христианство обязательно в холодной воде, даже зимой ее не подогревали. - Если ребенок чахнул, стало быть, дело нечисто – сглаз. Надо нести к бабке-знахарке. Старуха брала из печки три уголька, клала в деревянный ковшик, наполненный водой с солью, делала крестное знамение во имя святой Троицы и вспрыскивала (“умывала”) ребенка по разным местам тела. Если он сох, его сажали в печь вместе со щенком и там они визжат добрые полчаса.
Совсем маленьких и слабых малышей в печах принято было «перепекать», чтобы ребёнок стал крепким и здоровым. Известны случаи, когда «допеканиями» удавалось выходит младенцев, которые рождались семимесячными.
- Печь была связана с огромным количеством обрядов, ритуалов и преданий. Так, в селах Абашево, Устье Беднодемьяновского района (Пенз. обл.) зафиксированы следующие обряды и суеверия, связанные с
печью: если ребенок плакал без видимой причины, то последнего прикладывали к печной трубе и говорили: «Печка, печка, возьми крик» - Иногда заболевшего парили в бане. Если и это не помогало, несли ребенка в лес. Отыскав зеленый дуб, раскалывали его на две половины до корня и через расщелину протаскивали младенца трижды, произнося имя святой Троицы.
(Из очерка “Предрассудки и поверья крестьян в Петровском уезде Саратовской губ.” )