Найти тему

Охотник за ИС-ами. Самоходное орудие FV4005 от ACE в 1/72.

Могущество танкового орудия бесконечно повышать невозможно. Танк по своим характеристикам является предельной боевой машиной, компромиссом между защищенностью, подвижностью и огневой мощью. Поэтому желание установить на танковое шасси очень мощную пушку неизбежно приведет к проседанию остальных параметров системы. И машина “провалится” в класс самоходных орудий той или иной специализации. Именно такая история произошла с истребителем танков FV4005, созданным на базе основного боевого танка “Центурион”. Подробное описание его появления на свет выходит за рамки статьи. Достаточно просто взглянуть на его фотографию, как станет ясно – любой бронетехнике на любой дистанции оказавшейся под его огнем не поздоровиться.

С точеным стволом и большими фототравлеными деталями модель выглядит «дорого-богато».
С точеным стволом и большими фототравлеными деталями модель выглядит «дорого-богато».

Длинный ствол калибра 183 миллиметра смотрелся бы уместным даже на хорошем крейсере. Впрочем, хватит лирики, переходим непосредственно к модели. Как уже заметили постоянные читатели нашего ресурса, киевская фирма АСЕ прошлась по ранней линейке “Центурионов” в режиме “со всеми остановками”. И пропустить такого мастодонта она не смогла. Пусть машина и опытная, но уж больно колоритная.

Это единственный ракурс, с которого можно разглядеть удерживающий сошник в походном положении крюк. Поэтому некое фантазерство тут вполне простительно, ведь и на фото настоящей САУ его почти не видно.
Это единственный ракурс, с которого можно разглядеть удерживающий сошник в походном положении крюк. Поэтому некое фантазерство тут вполне простительно, ведь и на фото настоящей САУ его почти не видно.

В нашем деле все как в жизни, модель создана на основе набора, позволяющего построить танк модификации МкIII. Его постройка уже была темой нескольких статей (1 2 3) нашего ресурса. Поэтому стоит сосредоточиться на основных отличиях самоходки от базовой машины.

В первую очередь, это, конечно башня. Я бы даже применил более солидный термин “орудийная башня”. Ведь внутри нее можно было встать в полный рост, а дверь в кормовом листе позволяет проходить не сгибаясь человеку среднего роста.

Кожух прицела подвергся изрядной доработке. Это, пожалуй, единственная по-настоящему проблемная часть в модели.
Кожух прицела подвергся изрядной доработке. Это, пожалуй, единственная по-настоящему проблемная часть в модели.

Башня собирается практически по технологии настоящей, из шести плоских листов. Увы, это ограничение технологии литья под низким давлением. Какой-нибудь Трумпетр или Звезда могли бы запросто отлить ее из меньшего числа деталей. Но для моделиста с минимальным опытом, сборка не представляет ничего сложного, детали стыкуются хорошо. Главное не спешить и использовать текучий клей. Это стандартная технология, знакомая любому, строившему модели из наборов АСЕ последнего, “цифрового”, поколения.

Фототравленые ребра жесткости после сборки стоит обработать надфилем или пилкой для ногтей. Это придаст им реалистичную однородность.
Фототравленые ребра жесткости после сборки стоит обработать надфилем или пилкой для ногтей. Это придаст им реалистичную однородность.

Кормовой лист стоит сразу же доработать проволочной ручкой и какой-то круглой нашлепкой. Они видны на фотографиях музейного прототипа. Тут сразу стоит оговориться, что современный вид машины далек от исторического. При воссоздании экспоната сохранившаяся башня была просто установлена на корпус более поздней версии “центуриона”, так называемый “длинный”. Кстати, в линейке АСЕ такого корпуса пока нет, но, полагаю, его появление просто вопрос времени.

Деталировкой башня не блещет. Зато в отличие от модели линейного танка ее не нужно подгонять, плиту МТО она не цепляет.
Деталировкой башня не блещет. Зато в отличие от модели линейного танка ее не нужно подгонять, плиту МТО она не цепляет.

На левой скуле башни расположен короб, скрывающий под собой прицел. На отливке он вышел неудачно, его грани не перпендикулярны плоскости скулы, как на прототипе. Пришлось провести небольшую доработку. Для начала я наклеил травленую деталь, имитирующую амбразуру прицела. Затем из кусочков листа полистирола на суперклее нарастил “мясо”. А после высыхания клея надфилем и скальпелем сформировал реалистичные контуры короба. Башня на прототипе имела противопульное бронирование. Сваренная из тонких листов большой площади конструкция получилась хлипкой. Ситуацию пришлось спасать при помощи ребер жесткости. Конечно же их пришлось расположить снаружи. Опять же, в силу технологических ограничений, производитель не стал рисковать, и дал их фототравлеными деталями. Примерка показала, что посадочные места под них на пластике недостаточно глубокие. Кроме того, на боковых гранях, а точнее на тех частях, что расположены на верхней детали башни, посадочные места отсутствовали. Но эта беда легко решаемая. Скрайбером (я от лени использовал старое лезвие ножа с обломанным кончиком) канавки в мягком и податливом пластике приводятся в нужный вид буквально после нескольких минут работы.

Ручная лебедка для подъема сошника. Видно, что экспериментальная машина делалась быстро и «на коленке».
Ручная лебедка для подъема сошника. Видно, что экспериментальная машина делалась быстро и «на коленке».

Травление устанавливается на свои места плотно, после чего фиксируется суперклеем. Нужно заполнить им все ненужные щели, стараясь не наляпать потеков. Уже после сборки башни мне попались в Интернете оригинальные чертежи VF4005. На них видно, что на пластине, соединяющей ребра жесткости на крыше башни, есть какая-то крестообразная выштамповка. А на травлении ее нет. Есть ли он на прототипе, мне не известно. Фотографий крыши музейной машины у меня нет. При ее высоте это не удивительно. Так же на башню крепятся травленые подъемные рымы. При их установке полезно сверяться с фотографиями.

Между стволом и неподвижной бронировкой порядочная щель. Все так же, как на настоящей машине.
Между стволом и неподвижной бронировкой порядочная щель. Все так же, как на настоящей машине.

Наконец мы добрались до самого интересного, до ствола орудия. В модели ствола целых два. Однако, технология их не пощадила. Все-таки такую здоровую деталь вращения надо точить. Что и проделал известный в узких кругах токарь-виртуоз Дмитрий Буренко. Кстати стоит остановиться особо на одном моменте. На самоходке встречаются два типа ствола. Первый, что дан в наборе и на чертеже, с толстым эжектором. Он же присутствует на фото САУ первой версии, еще с орудием, установленным открыто. На фото же интересующего нас прототипа эжектор имеет иную форму, визуально более вытянутую, с массивным кольцом в передней части. Что-то похожее стоит и на музейной машине. Именно такую версию эжектора и воспроизвели на точеном стволе. Естественно за точные размеры тут поручиться невозможно. Но в целом на прототип похоже, и всяко лучше пластикового бревна. На этом работы по башенной части завершились.

Пластина, соединяющая на крыше ребра жесткости в наборе гладкая.
Пластина, соединяющая на крыше ребра жесткости в наборе гладкая.
А на чертеже на ней есть некая выштамповка или накладка.
А на чертеже на ней есть некая выштамповка или накладка.

Корпус несет на себе два отличия от базового танка. На верхней лобовой детали это упоры для крепления ствола по-походному. В наборе их два комплекта, сложенные и разложенные. Я решил использовать версию для боевого положения орудия. Все детали отлично пролились и соединились в единую конструкцию. Второе отличие находится на корме. Это порядочного размера сошник, призванный снизить нагрузку на ходовую часть при стрельбе из этой ужасной пушки. Его можно сделать подвижным, благо качество отливок это позволяет. На настоящей машине сошник поднимался лебедкой, выбирающей трос. Оцевидно, что крепление в положении по-походному должно предусматривать какую-то жесткую фиксацию, иначе нагрузки, возникающие при движении, неизбежно испортят механизм лебедки. Ни на фото, ни на чертежах, не видно конструкции этого механизма. Пришлось напрячь фантазию. Я закрепил на сошнике две петли, одну для подъемного троса, вторую для фиксирующего крюка. Сам крюк сделал из проволоки и тянутой ватной палочки. Трос так же изготовил из проволоки. После чего зафиксировал сошник в выбранном положении, залив его петли жидким тамиевским клеем.

Традиционно результат покажу в отдельной статье. Спасибо за внимание.

#ACE #1-72 #Centurion #FV4005 #самоходнаяарттиллерия