Пока все смотрят на выкладываемые производителем картинки "Центуриона" от Vespid, самое время вспомнить про более старый продукт.
Малый запас хода танков с бензиновым двигателем являлся большой проблемой для американских и английских генералов. Они имели запас хода вдвое меньше, чем танки вероятного противника (т.е. наши, советские). Их нужно было бесперебойно обеспечивать топливом. В случае отрывов своих танков от подразделений снабжения в наступлении, грозные боевые машины превращались в неподвижные мишени в самый неподходящий момент. А чем это грозит, все прекрасно представляли, Вторая Мировая отгремела совсем недавно. Установка на броню бочек с бензином не выглядела привлекательной перспективой. Поэтому очевидным путем увеличения «дальнобойности» стало создание специальных прицепов для перевозки топлива.
Очередной набор киевской фирмы АСЕ позволяет как раз собрать модель такого «Центуриона». Это уже третья версия английской машины, воспроизведенная в масштабе 1/72. Поэтому стоит перечислить отличия от уже известных моделей. В этот раз набор содержит очередной новый литник, новую плату фототравления с деталями забашенной корзины и надлежащую декаль. Причем при некоторой сноровке из данного набора можно получить две интересные модели. Во-первых, это собственно топливный прицеп. Конструкция его выполнена с чисто британской «элегантностью». Одноколесная бронекоробка рубленных форм, с парой кривых рогов для крепления к буксировочным крюкам танка сама по себе привлекает внимание. Кроме того, в набор входят детали для сборки танка Royal Australian Armoured Corps, принимавшего участие в боях вьетнамской войны. К нему прицеп не подойдет. Зато этот танк несет на корме стогалонный навесной бронированный бензобак. С танка мы и начнем.
В сети существует большое количество фотоматериалов по австралийским «Центурионам». Можно сразу выделить характерные черты «вьетнамских» машин. Это уже упомянутый бак, укладка коробок пулеметных лент на крыше башни, забашенная корзина с пластиной для нанесения тактического обозначения, пара запасных опорных катков, закрепленных на верхней лобовой детали, наличие спаренного с пушкой пристрелочного крупнокалиберного пулемета. Так же, в условиях джунглей, с танков снимались бортовые экраны. Они забивались буйной растительностью и грязью, что становилось большой проблемой для подвески. Надгусеничные полки так же страдали, на большинстве фотографий на танках отсутствуют целые секции. Так что определенный особенный колорит у модели имеется.
Однако, далеко не все особенности “австралийца” корректно отражены в наборе. Но обо все по порядку. Сборка корпуса прошла без всяких подвохов. Единственным отличием от прошлых подходов стала установка иной ВЛД. Запасные катки, устанавливающиеся на нее были доработаны просверливанием отверстий под болты. На деталях они только намечены. Крепятся катки к плите скобами. В наборе есть пара пластинок фототравления, но почему-то скобы даны пластиковыми деталями. Их пришлось сточить практически до прозрачности, чтобы придать сколь нибудь правдоподобную толщину. А после приклеивания на свое место катков и креплений, я дополнил их парой мастерклубовских болтиков.
В деталях модели есть пара отрезков гусеничной ленты по три трака. Но в инструкции нет ни слова об их расположении. Пришлось закрепить их на крыше отделения управления сверяясь с фотографиями и следя за тем, чтобы траки не мешали повороту башни. Крепления традиционно получились из кусочков «сыростирола» и очередных мастерклубовских «метизов». Топливный бак на корме модели собрался без проблем и был водружен на свое место. После чего осталось только закрепить на свое место надгусеничные полки. А после высыхания клея я начал их курочить – острым скальпелем отделил секции на корме и на носу. Для более интересного вида сделал повреждения ассиметричными. Так как толщина полок большая, пришлось аккуратно работая скальпелем создать на торцах соответствующий профиль, имитирующий отбортовку. Экраны, как уже упоминалось, на этой машине не устанавливались, посему они вместе с креплениями отправились в запас запчастей. Весь обвес надгусеничных полок (глушители и их кожухи, инструмент) лучше установить уже после покраски.
С башней пришлось повозиться чуть больше. Для начала была доработана маска орудия. Пристрелочный пулемет был изготовлен из иглы от шприца, установленной в выбранное в маске сверлом углубление. А затем из полосок бумаги я сымитировал отбортовки на чехле, покрывающем маску. Очень жаль, что производитель забыл об этой детали. Отлитая в пластике правильная маска очень украсила бы модель. Ствол традиционно заменил на точеный, работы Дмитрия Буренко. На эжекторе из полосок «сыростирола» сделал три гребня. Их точное назначение мне не известно, но раз на фото есть, то и на модели должны быть. Кстати, они есть на платке фототравления, но клеить латунь к алюминию маленькое удовольствие. На крыше башни располагается укладка патронных коробок. Деталь, имитирующую этот ряд коробов пришлось доработать, создав имитацию удерживающей их вместе рамы.
Настало время сборки забашенной корзины. Ее каркас сооружается из пластиковых деталей. Надо сказать, что АСЕ взяла от своей технологии все, что можно. Корзина отлично собирается, но выглядит, конечно, грубовато и немасштабно. Обертывание каркаса фототравленой сеткой так же прошло без проблем. Только пришлось пролить стык сетки и рамы суперклеем, а после его высыхания пилкой для ногтей выровнять получившийся стык. Он стал практически незаметным. И после всего этого я наклеил на корзину пластину для тактического знака. Перед покраской самое время продумать, каким скарбом можно украсить танк, как расположить его на поверхностях корпуса и башни. Я применил аксессуары от BlackDog, LancerModels, Tankograd, и дополнил их самодельными скатками из двухкомпонентного состава для лепки. А в остальном процесс постройки танка не отличался от работы с двумя предыдущими «Центурионами».
Увлекшись работой с танком, я почти забыл о прицепе. Кстати, его можно применить для любого «Центуриона» с коротким корпусом. Я решил приложить его к Mk5, тому, что участвовал в операции «Мушкетер». Благо характерные красные квадратики в декали есть ( хотя в инструкции о них нет ни слова).
Сборка прицепа неожиданно доставила много хлопот. Плоские поверхности имеют неглубокие, но обширные утяжины. Их удалось устранить при помощи суперклея. Стыкуемость тоже неважная. На местах крепления «рогов» к баку есть некие углубления круглой формы. Они были замылены, поэтому пришлось их высверлить и затем заглушить пробками из тянутого литника, которые были утоплены ниже остальной поверхности.
А на концах «рогов», вместо сцепного устройства сплошная «культя», хотя в инструкции она надевается на крюки корпуса. Пришлось поработать пилкой и надфилями. А затем вставить кусочек тянутого литника в получившиеся вилки. Топливные шланги получились из проволоки и кусочков тянутой ватной палочки, имитирующих утолщения. Колесо собирается из двух частей и его протектор выглядит убедительно. Но вот с обеих его сторон диск одинаков, что не верно. Это, конечно, я исправлять не стал. Многовато хлопот для модельки, размером меньше спичечного коробка.
Результат - традиционно чуть позже.