Морская нация проявляет свою сущность даже в самых, казалось бы, сухопутных вещах. В США такие танки называли «кавалерийскими», в СССР – «быстроходными». А в Великобритании применили термин «крейсерские», видимо в пику «пехотным». Хорошо бронированные танки должны были вести бой совместно с пехотными подразделениями, прорывать укрепленные линии противника, а более подвижные (но и слабее защищенные) машины предназначались для действия в глубине его обороны. Однако, «гладко было на бумаге», а на войне «никогда не знаешь, как закончится вечер». Жизнь настойчиво требовала универсального танка, способного действовать под огнем противотанковых средств, но в то же время достаточно мобильного. В британской армии этим танком стал «Centurion» Mk I. Первые экземпляры вышли из цехов в победном 1945 году. На конвейере машина продержалась до 1962 года, в процессе производства она непрерывно совершенствовалась. Подвергались модернизации и уже выпущенные танки. Последняя версия Mk 13 отличалась от «единички» примерно так же, как Т-34 1940 года от Т-34-85. Впрочем, история этого семейства долгая и славная, и пересказывать ее тут смысла не имеет.
Можно только сказать, что в масштабе 1/72 «сотнику» удача сопутствовала гораздо меньше, чем на полях сражений. Пластиковой модели просто не было. Да, «Эрфикс» выпускал своего «Центуриона», но в свойственном ему 1/76. Некоторое количество смоляных моделей разной «кривизны» от мелких фирм – это явно не то, что заслуживает такая прославленная машина. Но некоторое время назад эта чудовищная несправедливость исправлена киевским производителем АСЕ. Набор позволяет собрать первую по-настоящему массовую версию танка - - «Centurion» Mk III. Это же и первые машины семейства, которым довелось понюхать пороху. Ими были укомплектованы танковые подразделения британской армии, принимавшие участие в войне в Корее. Собственно как раз такими декалями модель и укомплектована.
В большой коробке лежат шесть литников из полистирола, три из эластичного резинообразного материала и пакетик с декалью и маленькой платкой фототравления. «Новое цифровое ЛНД» мне уже хорошо знакомо по семейству советских многоколесных БТР. Так что чистое литье с символическим облоем не удивило. А вот от больших утяжин я уже отвык. Они сразу бросились в глаза. Пострадали массивные детали тележек подвески и крышки ступиц. Не смертельно, но очень обидно. Особо интересно то, что в наборе крайние тележки даны количеством пять штук (используются, конечно же, только четыре), как страховка именно от такого брака. Но в моем наборе этого явно не достаточно.
Сборку я решил начать с катков, в строгом соответствии с приложенной инструкцией. Все детали требуют удаления достаточно массивных швов от половинок пресс-форм. Операция занудная, но необходимая. Опорные состоят из двух половин и уже упомянутой крышки ступицы, данной отдельной деталью. Это логичное решение, на настоящем танке диаметр крышки больше, чем ступицы. В результате образуется этакий грибок, отлить который реалистично в одну деталь невозможно. Половины катков стыкуются с применением позиционирующего шипа, что для сплошных катков малоактуально.
Более того, шип этот не помещается в ответную часть на второй половине. Приходится или срезать шип, или рассверливать углубление. После чего каток складывается нормально. Аналогичная проблема есть на ведущем и ленивце. Поддерживающие катки, собирающиеся из двух половин, так же потребовали легкого рассверливания посадочного места оси. Вообще создается ощущение, что модель проектировали без учета допусков и посадок, чтобы «в 3D все было точно». Проблема утяжин на крышках ступиц решилась очень просто и даже быстро. Я залил их пару раз суперклеем, а примерно через час заполировал обрезком пилки для ногтей. Эту операцию удобно проводить без окончательного отделения деталей от литника. Ну и конечно же посадочное место под крышку потребовало рассверливания отверстия в ступице. В целом сборка ходовой достаточно трудозатратна и несколько скучна, но результат получается хороший. Катки хорошо проработаны и полностью повторяют деталировку настоящей машины.
Корпус собирается из большого числа деталей. Такое разбиение характерно для ЛНД. После обработки боковых граней плоских деталей стыкуемость становится очень хорошей. Очень порадовало наличие перемычек, позволяющее аккуратно собрать нижнюю часть корпуса, «ванну».
Я пролил все швы супержидким клеем для полистирола. А когда выровнял всю конструкцию и окончательно убедился в ее геометрическом совершенстве, то на стыки перемычек с дном и бортами капнул суперклея, который точечно пригвоздил всю конструкцию намертво. Как и в случае с моделями БТР тут не стоит спешить и пытаться собрать корпус за один вечер. Стоит дать клею высохнуть. Конструкция должна набрать прочность перед тем, как будет оснащаться новыми элементами. Значительные проблемы возникли при сборке кормовой части.
Большой «бронелист» предлагается изогнуть в двух местах по намеченным линиям. Тут нужно быть предельно внимательным и постараться точно подогнать его по месту. Затем ставится вертикальная верхняя кормовая бронеплита, а между ней и изогнутым листом устанавливаются три перемычки. У меня так и не получилось все это соединить. В корне проблемы опять отсутствие допусков. На перемычках намечены гребни, которые должны войти в посадочные углубления на деталях. Углубления сделаны красиво.
А вот гребни шире и длиннее, чем нужно, да и высота их больше, чем может поместится в углублениях. Изрядно помучавшись, я не стал ставить штатные перемычки вовсе. По их образу были изготовлены самодельные детали из листового полистирола подходящей толщины. Их я и вклеил на суперклей. Посадочные углубления предварительно были заполнены так же суперклеем.
Лоб собирался без проблем вовсе. Передняя верхняя лобовая деталь дана в двух вариантах. Один явно предназначен для крепления на нем пары половин запасных опорных катков (они есть в наборе). Это прозрачный намек на то, что нас ждем модель танка австралийского контингента во Вьетнаме. Других «Центурионов» с таким украшением на лбу я не припомню. Задняя верхняя лобовая деталь несколько накрывается передней, как рыбья чешуя. Это не ошибка, быть, настоящий бронекорпус имеет такую конструкцию. Подбашенный лист потребовал некоторой подгонки в месте стыка с лобовой деталью. Вообще всем ставить его на свое место в самую последнюю очередь, имея собранную башню. Поверьте, это хороший совет. К нижней стороне кормовой части крыши приклеивается имитация радиатора. Через ряд щелей она выглядит вполне убедительно.
Пришло время собрать подвеску. Она является визитной карточкой британского танкостроения, пусть даже ее скрывает бортовой экран. Тележки подвески состоят из внешней части, внутреннего листа, крепящегося к борту и имитации пружины. Пружина практически не видна, потому я оставил ее пластиковой. Примерка катков показала, что ужасные утяжины на подвеске будут скрыты практически полностью, поэтому возиться с их устранением я не стал. Бронекожухи редукторов ведущих звездочек склеиваются их двух половин. Результат выглядит реалистично. Самое сложное место - позиционирование узлов крепления ленивцев. Никаких посадочных мест или даже просто разметки на деталях не имеется. Поэтому для верности лучше всего накинуть опорные катки и по ним выставить эти крепления. Так же на креплениях ленивцев забыты головки болтов. Точнее, не забыты, а не выполнены по технологическим ограничениям.
Надгусеничные полки выполнены отдельными деталями. При установки их на свои места требуется небольшая подгонка. Так как именно за крылья танк будет все время хвататься, стоит проклеить их дополнительно суперклеем изнутри и дать как следует ему просохнуть, и только после этого крепить фототравленые кронштейны в передней части. На стыке крыльев и ВЛД потребовалось немножко шпаклевки. На полках крепятся ящики для имущества. На «тройке» они отличаются от остальных модификаций. Поэтому производитель предлагает срезать с них сверху имитацию петель, и наклеить небольшие травленые крышки. Нельзя не отметить то, что все фототравление хорошо садится на свои места. За ящиками располагаются укладки инструмента. Он конечно грубоват по сравнению с наборами дополнений, но в дело вполне пригоден. Я только убрал толщину кирок и заменил лом на самодельный, из тянутого литника. А ближе к корме на полках закреплены глушители. Глушители закрываются металлическими кожухами. Что интересно, они выполнены так, что к краям их наблюдаемая толщина порядочно уменьшается, и зрительно приближается к масштабной. А вот кожухи выхлопных труб имеют толщину более миллиметра по всей поверхности и подлежат обязательной доработке. Выхлопные патрубки я рассверлил и выбрал тонким лезвием остатки пластика. Получилось вполне реалистично. Английские тросы представляют собой несколько более сложную конструкцию, чем привычная нам. Изготовить ее копийно можно, наверное, только в эластичном материале. Авторы модели так и поступили. Отделять их от литника нужно очень аккуратно, так как мягкий облой зачищается с большим трудом.
Башня так же состоит из большого числа деталей. Что интересно, в наборе есть два варианта крыши, характерные для ранних и поздних машин соответственно. На ранней есть даже литьевой номер, соответствующий известной фотографии поврежденной машины в Корее. Впрочем, там же видно, что номер не совсем правильно расположен. Но это не самая большая беда. На обоих вариантах комбашенка начисто лишена всех перископов. Их просто нет. А на их месте аккуратные колодцы. Такая картина наблюдается на многих музейных машинах, в том числе и на танке из музея в Латруне. Видимо эти фотографии и послужили причиной досадной ошибки. Пришлось изготовить имитацию оптических приборов самостоятельно. В наборе два варианта маски орудия, закрытая чехлом и без него. Я выбрал ту, что в чехле. На машинах из Кореи она часто встречается. Башня собирается без особых проблем, надо только использовать большое количество жидкого клея, размягчающего пластик стыков. Излишки полистирола, вытекшие наружу, потом легко удалятся и шов шпаклевки не потребует.
После того, как клей высох и швы были зачищены, я примерил башню к корпусу и ужаснулся. Она не поворачивалась. Совсем. Выставить орудие вдоль корпуса было просто невозможно – кормовая часть башни упиралась в крышу МТО. Если же попробовать повернуть башню из исходного положения «ствол на корму» - она опять цеплялась за корпус, теперь за люк мехвода! На настоящем танке кормовая часть башни проходит очень близко от выступающих частей МТО и люка. И для того, чтобы «обойти все углы» на в замане башни сделаны несколько локальных вырезов. Они скрупулезно сымитированы на модели, но… опять всплыла «проблема допусков»! То, что наверняка отлично и масштабно крутилось в 3D, в жизни, после набегания всех десятых долей миллиметра стало совершенно неприемлемым. Если бы я знал о такой проблеме до сборки, то можно было бы просто подточить сзади нижнюю деталь башни и тогда задняя стенка села бы несколько ближе к оси башни. А так мне пришлось пилить до полупрозрачности заман и повторять на нем упомянутые вырезы. На всякий случай изнутри башня была пролита суперклеем с содой, чтобы сохранить толщину и прочность стенки. Характерная черта «Центуриона» - башенные ящики.
В наборе каждый из них собирается из трех деталей. Как вы уже догадались, и тут не обошлось без подгонки. Но зато ящики вышли копийными и не потребовали никакой дополнительной доработки. Любую модель танка украшает точеный ствол. Он всегда будет красивее наборного, а уж если он еще и копиен – это просто мечта моделиста! У производителя были получены чертежи пластикового ствола. Размеры совпали с моими источниками. Поэтому я с легким сердцем обратился к известному мастеру токарных дел, Дмитрию Буренко, который выточил для меня не только ствол, но и дымовые мортирки. Эти алюминиевые детали здорово улучшили внешний вид модели. В наборе дан зенитный пулемет, монтирующийся на люке командира. На фотографиях «Центурионов» из Кореи я его не обнаружил, поэтому детали ЗПУ даже не отделялись от литников.
Еще одна деталь, формирующая узнаваемый образ танка – бортовые экраны. В наборе их толщина снизу, спереди и сзади заботливо уменьшена. А наверху – нет. Почему – не ясно. О том, что эту толщину можно так же убрать, я подумал почему-то уже после приклеивания окрашенных экранов к корпусу. На поверхности экранов есть имитированные в пластике скобы, их лучше заменить на проволочные. На настоящей машине экраны крепятся к надгусеничной полке и к трем кронштейнам внизу корпуса. Т.к. уже традиционно посадочные места на кроншейнах оказались переразмерены, я срезал их и для прочности посадил на проволочные штифты. Вышло даже лучше, чем задумывали авторы. Мелкая деталировка в целом пригодна для использования, исполнена красиво, и даже с некоторым изяществом. Но и тут вмешалась в дело плохая стыкуемость. Все крюки (а точнее, рымы, к которым крепятся крюки) на корпусе приходится подгонять к своим посадочным местам. Они чуть толще, но убрать лишнюю десятку миллиметра с боков не выйдет в силу их конструкции. Поэтому места для крепления приходится расширять модельным ножом. Вишенкой на торте в честь отсутствия допусков стала сборка буксирного устройства. Его кронштейнам кроме всего прочего мешало изрядное смещение половин формы. Все посадочные места зашпаклевывались суперклеем. Пришлось сооружать микростапель, на котором собирать устройство опять же на суперклей.
Гусеничные ленты в наборе мягкие, из резиноподобного материала. Каждая лента состоит из двух половин, которые инструкция предлагает стыковать расплавив соединительные штифты. Как я понимаю, это дань уважения танкам московского завода «Огонек» в масштабе 1/30. Я эти танки давно перерос, поэтому гусеницу просто склеил, с прицелом расположить стык под опорным катком. Гусеницы однозначно делятся на левую и правую, в зависимости от того, с какой стороны находился подвод литьевого питателя. Логично его след направить к борту. Кстати, позволю себе дать еще один совет – срезать ленты с литника нужно положив их зубом вниз. Так становится видимой четкая линия отреза трака от питателя. При примерке ходовой меня ждал еще один неприятный сюрприз – гусеничная лента не желала проходить между поддерживающим катком и надгусеничной полкой. Пришлось немножко опустить поддерживающие ролики, просверлив в их внутренней стороне новое посадочное отверстие. Можно было бы вообще не возиться, так как по большей части верхняя ветвь гусеницы скрыта экраном. Но я решил работать на будущее – на многих машинах экраны снимались.
Итак, вот что у меня получилось. А о покраске я расскажу в следующий раз.
#centurion #ace #1-72 #войнавкорее #танкихолоднойвойны