«Между первой и второй – перерывчик небольшой» - говорит русская застольная поговорка. Похоже, именно ею руководствовались сотрудники киевской фирмы АСЕ. Всего через пару месяцев после выхода в продажу модели Centurion Mk3 нас порадовали следующим вариантом известного танка – Mk5. Если взглянуть на описание родословной британского танкового семейства, можно подумать, что отличие между этими версиями только в иных пулеметах. Как раз тогда Великобритания перешла на патрон НАТО, и танковые пулеметы BESA сменились на американские М1919. Стоит ли покупать такую модель, если на полке уже стоит Mk3? Попробуем разобраться.
В наборе относительно «трешки» изменения не большие. Главное из них – один новый литник. В глаза бросается наличие на нем двух стволов двадцатифунтовой танковой пушки. Один из них ранний, уже знакомый по предыдущей модели. Второй, соответственно позднего типа, лишен характерного «набалдашника», но зато имеет «бочонок» эжектора. Танки с таким орудием служили не только в британской армии, но и экспортировались в страны Британского Союза и за его пределы. Очевидно стоит строить танк именно с ним. Так же на литнике есть новый зенитный пулемет с полагающейся ему монтировкой и детали забашенной корзины. На «пятерках» в чистом виде корзина не встречалась, зато использовалась на более поздних танках, а так же на AVRE (Armoured Vehicle Royal Engineers) – штурмовой машине саперов, вооруженной 165 миллиметровой короткоствольной мортирой. Это, видимо, опять прозрачные намеки на будущие производственные планы киевлян. Имеется так же еще один «спойлер» - верхняя лобовая деталь корпуса и пара запасных полукатков, характерных для танков австралийских вооруженных сил, принимавших участие во Вьетнамской войне. Отсутствующие на крыше комбашенки перископы в этот раз даны на платке фототравления в виде разверток. Самое вкусное в наборе – декаль. В ней три варианта, все имеют фотоподтверждения. Один из них для машины из состава Берлинской бригады армии Великобритании. Вариант интересный, с накрашенными на башенных ящиках глазками. Два других представляют собой танки, принимавшие участие в операции «Мушкетер». После окончания активной фазы боевых действий, англо-французские кинооператоры запечатлели оба этих танка. Оба они колоритные, несут элементы быстрого опознавания. Исходя из пожелания строить танк, оснащенный пушкой с эжектором, я выбрал машину с именем собственным «Nasser’s Nightmare» - «Кошмар Насера».
Я попробовал извлечь из короткой кинохроники (она находится в открытом доступе на YouToobe) всю полезную информацию. Во-первых, она полностью подтвердила соответствие декали прототипу. Выяснилось, что характерными особенностями танка являются нештатные увеличенные крылья, очевидно призванные уменьшить пылеобразование на песчаных грунтах. В наборе их нет. Так же обращает на себя внимание наличие на экранах скаток брезента, закрепленных за скобы. Дымовые гранатометы укрыты чехлами. На корме отсутствуют буксирные тросы. На верхней лобовой детали вместо короба уложен еще один кусок гусеничной ленты, причем он удерживается вторым штатным креплением. Что же, особых отличий достаточно.
Сборка модели проходила по уже накатанному пути. Корпус танка собрался легко и быстро. Стоит отметить, что Мк5 в отличие от Мк3 имел дополнительный поддерживающий каток в носовой части корпуса, так что срезать прилив под его крепление не нужно. Впрочем, он все равно будет надежно скрыт бортовыми экранами. В этот раз я был уже вооружен опытом, и при монтаже кормовой плиты (деталь, требующая изгиба) отделил по линии излома ее верхнюю часть. Это позволило собрать корму с использованием штатных перемычек в коробе для выброса воздуха. Вспоминая, затруднения с окрасом кожухов выхлопных труб и глушителей, я решил не устанавливать их на свои места до начала базовой окраски. А работать с ними отдельно.
Аналогично поступил и с шанцевым инструментом. На корме пришлось доработать устройство, фиксирующее буксирные тросы. Так как они сняты и само крепление находится в открытом состоянии, то штатная имитация тут не годится. Пришлось выполнить крепление из кусочков полистирола. При установке многочисленных кормовых буксирных крюков, обращает на себя внимание то, что они гораздо лучше садятся на свои места, нежели чем на прошлой модели. Похоже, новая рамка изготовлена уже с учетом реалистичных допусков.
Так же улучшилось и качество литья старых деталей. На тележках совершенно нет тех ужасных утяжин. Крышки ступиц вышли чуть хуже, и некие следы утяжин все-таки есть. Пришлось обработать их суперклеем , а затем зачистить мелкой шкуркой. Как уже упоминалось, на ВЛД крепятся два отрезка гусеничной ленты. Они оба есть в наборе, после их установки на свое место нужно из полосок полистирола сделать имитацию удерживающих их рамок.
Увеличенные брызговики я собрал из тонкого пластика от упаковки сметаны, полосы монтировались на суперклей, чтобы на внешней поверхности не появилось следов, характерных для использования обычного клея. Фотографии однозначно определяют форму кормовых участков крыльев, а для лобовых можно руководствоваться простой логикой.
Башню, с учетом опыта, подгонять пришлось гораздо меньше, чем на «тройке». Традиционно я использовал точеный ствол вместо пластикового, а вот на дымовых мортирах решил сэкономить, и попробовал вылепить матерчатые чехлы поверх пластиковых деталей. Для лепки использовал эпоксидный пластилин из автомагазина.
Результат не то чтобы меня устроил, но переделать его уже не реально. Холодная сварка с трудом поддается обработке. Зато из ее остатков получилось вылепить скатки брезента на бортовых экранах, и они вышли гораздо убедительнее. Башню так же дополнила еще одна скатка. Кормовой эвакуационный люк на Mk5 отсутствовал, вместо него располагалось крепление для канистры. Его я изготовил из жести от пивной банки. Из нее же получилось пустое крепление запасных траков на башне.
Точнее оно не совсем пустое – вакантное место заняла еще одна канистра. Сами «джерриканы» я взял из запасов афтемаркета, в наборе их нет. Зенитный пулемет в наборе вполне неплох для пластикового, но смещение половин не оставляет шансов спасти ствол в перфорированном кожухе. Пришлось заменить его на латунный от Miniworld, он в любом случае украсит модель. Стоит обратить внимание на то, что на эжекторе закреплен некий гребень. На разных танках их число различно, но на интересующем нас прототипе он один. Гребни числом три штуки даны на платке с фототравлением.
Ну а про покраску - в другой раз.
#ace #1-72 #centurion #танкихолоднойвойны #