«Цветы запоздалые» - мне очень нравится этот рассказ Антона Павловича Чехова. Опять скажу – он о нас и для нас. И если кто-то думает, что в этой моей фразе есть нравоучительный тон, то он глубоко заблуждается. Я это говорю, прежде всего, самой себе, ну и, конечно, вам... Как-то так получается, что мы не видим в толчее буден или по ряду других причин тех людей, которым мы по-настоящему дороги и которые дороги нам, не можем преодолеть свою гордыню или робость, а иногда и себялюбие. Не можем перешагнуть через гордость и, возможно, ревность... Как боимся сказать то, что нам хочется сказать, и прячем невысказанные слова глубоко-глубоко, на самое дно своей души. И потом говорим их совсем не тем, кому они предназначены, кто их заслуживает, возможно, совсем посторонним людям, потому что невысказанность оставляет пустоту в сердце, потому что рано или поздно эти слова вырвутся наружу… Не могут не вырваться! А когда приходит осознание, когда дышать нечем, когда понимаешь, что необходимо это сделать, иначе сам погибнешь, и вдруг оказывается, что их некому сказать, нет того человека, потому что вы его потеряли, не заметили, прошли мимо…
Перечитайте этот рассказ в один из дождливых осенних вечеров – именно дождь настраивает на размышления – почему-то мне так кажется, посмотрите экранизацию этого произведения, многое увидите, поймете, и многое откроется вам, как открылось мне.
Как вы нежны, горьки и беспощадны – цветы запоздалые! Вы опоздали на тысячу лет! Вы сжигаете любящее сердце и обращаете все в пепел…
Берегите тех, кого любите, кто вам дорог! Говорю это я вам и себе тоже, потому что мы можем с вами опоздать, потому что потом просто не останется для этого времени – и может быть поздно!
======================================
«На другой день Топорков сидел с ней (Марусей) в купе первого класса. Он вез ее в Южную Францию. Странный человек! Он знал, что нет надежды на выздоровление, знал отлично, как свои пять пальцев, но вез ее... Всю дорогу он постукивал, выслушивал, расспрашивал. Не хотел он верить своим знаниям и всеми силами старался выстукать и выслушать на ее груди хоть маленькую надежду!
Деньги, которые еще вчера он так усердно копил, в огромнейших дозах рассыпались теперь на пути.
Он всё отдал бы теперь, если бы хоть в одном легком этой девушки не слышались проклятые хрипы! Ему и ей так хотелось жить! Для них взошло солнце, и они ожидали дня... Но не спасло солнце от мрака и... не цвести цветам поздней осенью!
Княжна Маруся умерла, не прожив в Южной Франции и трех дней.
Топорков, по приезде из Франции, зажил по-прежнему. По-прежнему лечит барынь и копит пятирублевки. Впрочем, можно заметить в нем и перемену. Он, говоря с женщиной, глядит в сторону, в пространство... Почему-то ему страшно делается, когда он глядит на женское лицо...
(А.П.Чехов «Цветы запоздалые»)
----------------
Где розы - там всегда шипы,
где шипы - там муки воинства.
В борьбе все средства хороши
по мере твоего достоинства.
По мере веры и свободы
Здесь каждому и воздается честь
от дня рождения и до ухода,
что заслужил, так то и есть.
Где розы - там красота и вдохновение,
где красота - там поиски любви
от смерти до дня рождения,
до возрождения своей души.
Где розы - там весна и лето,
где весна - там соловьи живут.
И от зари и до рассвета
на все лады поют, поют...