Найти тему

Мужчины-золотошвеи.

Все мы с вами привыкли ассоциировать золотошвейное искусство с женским кропотливым трудом. Но, по некоторым данным, известно, что в “допетровской Руси” существовало и мужское золотошвейное дело, которое вправе изучаться и как самостоятельное явление, и как важная часть истории древнерусского изобразительного шитья.

Мужской ансамбль 1790-х годов (перешит около 1805 года): кафтан, камзол и кюлоты
Мужской ансамбль 1790-х годов (перешит около 1805 года): кафтан, камзол и кюлоты

Информация известна по данным материалов о работах мужей-золотошвеев при царском и патриаршем и боярских дворах, а также биографические данные бывалых умельцев.

В XV-XVII вв. в ряде стран христианского Запада и мусульманского Востока мужчины занимались золотошвейным делом наряду с женщинами, иногда превосходя их в популярности и даже численности. Роль мужчин в золотошвейном искусстве не ограничивалась лишь составлением (зна-менованием) рисунков, как это принято считать, но и в самостоятельную тему не было выделено.

Шёлк, вышивка золото-серебряными нитями и пайетками
Шёлк, вышивка золото-серебряными нитями и пайетками

Н.А.Маясова (российский искусствовед) указала в своих работах трех золотошвеев, трудившихся по заказам царского двора, в докладе же Л.Д. Лихачевой (старший научный сотрудник Русского музея) упоминалось о старце-золотошвее, жившем в подклете на Патриаршем дворе.

В царском дворце XVI в., кропотливо трудились женщины-вышивальщицы и на них лежала основная нагрузка по выполнению золотных рукоделий. Но необходимость привлекать к этому делу мужчин все же была и связана она с тем, что работы требовали особых навыков и неженской силы, в частности, плетение золотых кружев. Такие кружева использовались не только для светских одежд, но и для украшения церковной утвари.

Наш сайт