Почему белые генералы всю жизнь водившие полки на фронтах русско-японской и первой мировой войны с оглушительным треском проигрывали сражения красным командирам, которые, как например начдив В.И. Чапаев, план боя моделировали с помощью картошек?
Посмотрим на этот вопрос на примере Златоустовской наступательной операции 5-й красной армии Восточного фронта против Западной армии Восточного фронта белой армии.
В этом сражении, по сути, решалась судьба советской республики. Всё висело на волоске. Из телеграммы В.И. Ленина в Реввоенсовет Восточного фронта от 29 мая 1919 г.
«Если мы до зимы не завоюем Урала, то я считаю гибель революции неизбежной».
В этих условиях решить судьбу страны на полях сражений должны были два молодых парня: русский 26-летний подпоручик царской армии Михаил Тухачевский и 25-летний латыш, штабс-капитан царской армии Генрих Эйхе. Тухачевский командовал 5-й армией РККА, а Эйхе был начдивом 26-й стрелковой дивизии этой армии.
Им противостояли бывшие царские военачальники, посвятившие всю свою жизнь армии: К.В. Сахаров (38 лет), полковник царской армии; В.О Каппель (36 лет), подполковник царской армии; С.Н. Войцеховский (36 лет), подполковник царской армии.
Трое названных заканчивали Николаевскую военную академию генерального штаба!
И опыт, и уровень подготовки позволял данным офицерам (к тому времени генералам) грамотно и умело руководить войсками.
Это в теории. В реальности красной армии необходимо было прорвать оборону в горах южного Урала. Дорог там в ту пору был минимум - по сути, две. Гужевая дорога – Бирский тракт и железная дорога на Златоуст. Обе дороги проходили по узким дефиле, где для сдерживание противника не требовало крупных военных сил и выдающихся полководческих дарований.
Поэтому Тухачевский решил выйти в тыл Западной армии белых по долине реки Юрюзань. Это тот самый Тухачевский, который как показала его дальнейшая служба в РККА, был явно не семи пядей во лбу.
Сахаров, Войцеховский и Каппель на совещании с участием адмирала Колчака возможность прорыва противника по долине реки Юрюзань предполагали, но озабоченность осталась только на словах. 26-я стрелковая дивизия под командованием Генриха Эйхе незаметно вошла в долину и, растянувшись в колонну на десятки километров ускоренным маршем прошли опасный участок и с ходу разгромили 12-ю Сибирскую стрелковую дивизию 3-го Уральского корпуса Западной армии.
Фронт посыпался…
Если бы белые застали 26-стрелковую дивизию на марше, маневр закончился бы для красной армии катастрофой. Но белые генералы с красивыми погонами и дипломами академий ничего не успели.
В литературе встречаются утверждение, что генерал Ханжин (командовавший Западной армией до Сахарова), а так же, Войцеховский и Каппель уведомляли адмирала еще в Челябинске: надо прикрыть Юрюзань и Ай, ибо сам бог сотворил этот черный ход на Уфимское плато. Но надо признаться, что все они доказывали необходимость заслона весьма вяло, на всякий случай…
И вот тут, вероятно, кроется причина всех поражений белых генералов. Видели это и некоторые белые деятели ещё во время стабильности. Другой видный деятель "белого движения" А. Верховский писал:
«Всем очевидно, что главная причина, почему мы не победили до сих пор, - это самодержавный строй, убивающий всякую самодеятельность в стране и дающий армии так много неудовлетворительных людей среди командного состава. Все это сознают, все это говорят и... на этом все стоит».
Эпоха последнего царя Николая II – это эпоха затянувшей стабильности, застоя, под которым понимали российское величие. Фальшивый лозунг, о том, что выбор стоит между великими потрясениями и великой Россией, сыграл с царской "элитой" злую шутку: пытаясь недопустить перемен и удержать кресла под собственными задницами - они довели ситуацию до великих потрясений. Все омертвело, везде пролезли приспособленцы: генералы не умели воевать, чиновники не умели управлять, журналисты не умели убеждать…
Прогнило всё! Императору докладывали не то, что происходит на самом деле, а то, что ему приятно слышать.
Понимая свою никчемность вся эта «элита» в итоге оказалась на стороне белых, но поскольку в «элиту» происходил отрицательный отбор, они и на стороне белого дела всё профукали.
Некоторые советские историки сводили, зачастую, успех красных и неуспех белых только к тому, что за красными пошли народные массы. Но роль личности в истории никто не отменял.
Если белых генералов сумел обыграть 26-летний парень, явно не самый одаренный полководец Тухачевский, то что можно сказать о том хламе, который собирался в генералитете белого движения?!