Пожалуй, каждый, кто хотя бы несколько часов провел в Барселоне, даже не зная, кто такой Антонио Гауди, не мог не замечать фантастических творений этого архитектора.
Язык творчества Гауди настолько причудлив, что эксперты с трудом смогли отнести его произведения к определенному стилю – модерну.
Ранние годы Антонио Гауди
Антонио Гауди, впрочем, не совсем испанец, но – каталонец! Кстати, в Каталонии до сих пор любят возмущенно восклицать: «Каталония – это не Испания!» Истинные каталонцы чрезвычайно трудолюбивы и терпеливы, и дела для них всегда прежде слов.
Вот и Антонио Гауди родился в семье обычного рабочего – медника-котельщика.
Произошло это радостное событие 25 июня 1865 года в маленьком городке Реус, под Таррагоной.
Антонио стал пятым ребенком в семье. К несчастью, к моменту его рождения двое его братьев уже скончались.
Забегая вперед, скажу, что, когда Антонио исполнится 24 года, умрёт его единственный брат, следом мама, а всего спустя три года и сестра, оставив на попечение Антонио и его отца свою маленькую дочку.
А пока вернёмся в детство архитектора, которое сложно назвать беззаботным. Мало того, что семье еле удавалось сводить концы с концами, вдобавок, Антонио страдал ревматоидным артритом. Поэтому возможности резвиться со сверстниками был, увы, практически лишен. Гауди много времени проводил в одиночестве, созерцая красоты природы.
Кто бы мог подумать, что очень скоро этот задумчивый юноша из бедной семьи станет дамским угодником и прославится на весь мир своим архитектурным талантом.
Когда Антонио исполнилось 16 лет, он переехал в сердце Каталонии – Барселону, поступив в Провинциальную архитектурную школу, которую с блеском окончил.
Сначала Гауди трудился чертежником и занимался различными неприметными работами: проектировал уличные фонари и ограды, а для души – изобретал мебель для своего дома. И тут в жизни Антонио произошел поистине счастливый случай!
Творчество Антони Гауди
Настоящим везением можно считать знакомство Гауди с каталонским промышленником – текстильным магнатом Эусеби Гуэлем, которое состоялось на Парижской всемирной выставке в 1878 году.
Антонио продемонстрировал витрину из кованого железа, стекла и дерева, изготовленную по заказу производителя перчаток. Гуэль впечатлился и стал не только заказчиком самых масштабных и известных проектов Антонио, но и другом, подарив талантливому архитектору путевку в жизнь.
Блестящий дружеский тандем подарил миру волшебный парк Гуэль и дворец Гуэля в Барселоне, Винные погреба Гуэля в Гаррафе, часовни и крипты Колонии Гуэль (Санта-Колома-де-Сервельо) и павильоны усадьбы Гуэля в Педральбесе.
Что же, Эусеби обладал несметным богатством и мог позволить себе воплощать в жизнь любые мечты, которые Гауди материализовывал в своих проектах. Антонио имел полный карт-бланш – сметы Гуэля не особенно интересовали, он был готов оплачивать все, что Гауди посчитает нужным.
Так Гауди стал самым модным архитектором Барселоны. Стиль его фантастических проектов был неповторим: неизменные кривые формы и многоголосие цветов – то, на что прежде не решался ни один архитектор.
Поскольку Антонио привык к свободе творчества, неограниченного финансовыми рамками, его услуги могли позволить себе немногие. Только самые обеспеченные буржуа становились заказчиками Гауди.
К слову, Антонио снискал известность еще в 1883 году: состоятельный биржевой маклер Мануэль Висенс-и-Монтанер доверил ему спроектировать свой дом в Барселоне. Гауди закончил строительство спустя два года. Ныне этот дом известный, как Дом Висенс – памятник архитектуры.
В то же время Гауди занимался строительством виллы Эль-Каприччо, облицованной керамическими узорами из подсолнухов, с башней, напоминающей минарет мечети.
Последующие работы Гауди для семейства Гуэля лишь упрочили славу. Так появились новые заказчики и новые проекты. В частности, Дом семьи Мила (Каса-Мила́) с волнистой крышей, и Дом Батльо, также известный, как Дом Костей – для семьи текстильного магната Жозепа Батльо-и-Касановаса.
Но, конечно, самое известное творение Гауди – это Искупительный храм Святого Семейства – более известный, как Саграда Фамилия. Созданию этого храма Гауди посвятил целых 42 года. Начав проектирование в 1882 году, он до самой смерти был увлечен им. Увы, в 1936 году франкисты сожгли чертежи Гауди. Поэтому процесс дальнейшего строительства был крайне затруднен.
Кстати, храм не достроен до сих пор. Говорят, власти Барселоны планируют, наконец, закончить работы к 2026 году.
Каким был Антони Гауди
По свидетельству современников, в юности господин Гауди был весьма щеголеват. Антонио одевался «с иголочки»: предпочитал лайковые перчатки, дорогие костюмы и шелковые цилиндры, и передвигался по округе в собственном экипаже. Был большим ценителем оперы и театра, а также изысканных ресторанных блюд.
Личная жизнь
Женщины были к Антони весьма благосклонны. Однако семьей архитектор так и не обзавелся, целиком отдаваясь творчеству.
Говорят, тому виной две любовные истории, закончившиеся печально для Антонио. Дамы, к которым он питал чувства, позволяли оказывать знаки внимания, однако не ответили взаимностью, когда речь зашла о перспективе серьезных отношений.
Потому мысли о браке Гауди оставил, наслаждаясь краткосрочными связями. А потом и вовсе потерял всякий интерес к противоположному полу, уйдя в религию и сосредоточившись на архитектуре.
В зрелом возрасте архитектурный гений более походил на нищего. Он перестал следить за собой, отказался от транспорта, предпочитая пешие прогулки, и питался, чем придется, увлеченный высокими идеями.
Отчасти его внешность стала причиной его смерти. В 73 года он вышел из дома и направился привычным маршрутом по направлению к церкви. Невнимательность Антонио стала причиной несчастного случая – его сбил трамвай. Гауди потерял сознание, и ни один извозчик не решился везти в больницу. Ведь Гауди отнюдь не производил впечатления не только состоятельного человека, но хотя бы просто того, кто может оплатить проезд. Легендарного архитектора в нём никто не признал…Антонио был доставлен в больницу для нищих, где получил лишь первую помощь.
10 июня 1926 года великий каталонец скончался.
Похоронен Гауди в крипте недостроенного им храма Саграда Фамилия, как он и завещал. На прощание с великим Гауди пришли тысячи людей, возможно, среди них были и те, кто проехал мимо, оставив мастера умирать на улице…
Шедевры великого Гауди до сих пор поражают воображение. Неудивительно, ведь мастер творил без оглядки на существующие архитектурные стили, каноны, регламенты и моду, ведомый лишь Божественным провидением.
Автор: Алиса Ермолина независимый автор медиагруппы Хакнем
Другие статьи в канале: