Найти тему
Лекторий «Прямая речь»

Загадка «Герники» Пикассо

Фотохроника создания Герники
Фотохроника создания Герники

«В искусствоведческих текстах о «Гернике» повторяется одна и та же ошибка: правительство республики не заказывало картину о трагедии Герники, заказ был получен за четыре месяца до бомбардировки, и тема не оговаривалась.

Но Герника, как вспоминал Рафаэль Альберти, «сразила Пикассо, как удар бычьего рога». Она стала катализатором, взрывом, выбившим Пикассо из кризиса — в работу. 1 мая появляется первый набросок: бык, раненый конь, женщина со светильником в руке. Условность предельная. Детали эскизов варьируются.

То из раны на боку коня вылетает крылатый Пегас, а сам конь корчится от боли,

то он топчет копытами раненого воина, то превращается в понурую детскую лошадку (недаром именно в эти годы Пикассо мечтает «писать как ребенок»), то встает на дыбы с пугающим оскалом. У быка то грозный облик, то отрешенно-застылый, то совершенно человеческий, с большими грустными глазами. В первый день эскизов всего пять, темп работы нарастает в ритме crescendo, кроме изначальной троицы появляются распростертые тела воина и женщины, рыдающая мать с мертвым ребенком.

Сам Пикассо говорил, что писал эту работу в «состоянии транса», не останавливаясь, по 14 часов в день. «Я не выпускал из рук кисточки, как республиканские солдаты — ружья», — признается он в одном из интервью. 9 мая датирован первый эскиз всей композиции. 11 мая Дора Маар, муза Пикассо времен «Герники», фотографирует первую композицию на холсте — в новой мастерской на Rue des Grands Augustin, 7. Ее снимки отразят восемь фаз работы над картиной -— и эта серия фотографий станет уникальным свидетельством: памятником эволюции замысла и рождению шедевра.

Пабло Пикассо, «Герника», 1937 год
Пабло Пикассо, «Герника», 1937 год

«Герника» написана в черно-белой гамме, но большинство зрителей вспоминают ее цветной. Цвет жив, но он скрыт под пепельно-черным ужасом разрушения. У Пикассо в замкнутом пространстве картины три источника света: лампа-глаз, свеча-лампада и окно горящего дома. Желтый, красный и синий — академическая «трехцветка», из которой рождаются все цвета радуги, все цвета мира. Над обломками меча прорастает цветок. Быть может, история потаенного цвета «Герники» — еще одна притча Пикассо. Притча о том, что жизнь все равно побеждает смерть неизвестным науке способом. Очень хотелось бы в это верить» —

Татьяна Пигарёва, искусствовед, филолог-испанист, постоянный спикер лектория.

Кстати, есть еще множество артефактов, ключевых для понимания этой картины Пикассо. На новой лекции Татьяны Пигаревой 16 ноября мы поговорим как раз об этом и, в частности, о важности Бальзака для понимания «Герники».

А еще обсудим в этом контексте фрески Гойи, поговорим о Сервантесе в роли портретиста, о детской книжке «Проделки Софи», которая помогла приблизиться к разгадке тайны Галы и Дали и обнаружить неизданные автографы и документы. Искусствовед Татьяна Пигарёва расскажет, какие случаи привели ее саму к интересным находкам, связанным с творчеством Гойи, Сервантеса, Пикассо и Дали.

16 ноября, среда, 19:30

Лекция об открытиях в искусствоведении «Что нового у Сервантеса и Пикассо?» — очно в лектории на Патриарших или онлайн на сайте.