Индивидуальный авторский стиль текста – это особенности печатного слога автора. Многие новички мечтают об авторском стиле, но зачастую неправильно понимают суть этого термина. И засоряют свою письменную речь стоп-словами и словами-паразитами.
В этой статье разберем, как выработать авторский стиль начинающему рерайтеру и из чего он складывается.
Три основных слагаемых авторского стиля
Начнем с того, что индивидуальный стиль автора формируется из множества факторов – от кругозора до профессии. Мы рассмотрим три ключевых слагаемых, на которые начинающий рерайтер сможет влиять осознанно.
Лексика
Любая статья – это слова, которые автор связывает вначале в предложения, затем – в абзацы, а их объединяет в более крупные смысловые блоки. Они связаны по смыслу и подаются в определенной логической последовательности. Так получается готовый текст для сайта/канала/соцсети.
Стиль изложения зависит от словарного запаса рерайтера и от того, как он выстраивает фразы. Большинство авторов выстраивают тяжелые словесные конструкции и обильно сдабривают канцеляризмами – формой слов, которые не используют в живой человеческой речи.
Статьи получаются неинтересными, нудными. Их тяжело читать и осмысливать, даже несмотря на полезные сведения. Вторая беда – канцелярские штампы убивают уникальность текстов – а это один из ключевых SEO-показателей любой статьи для сайта.
Проблему можно решить только комплексно:
- Убрать лишние стоп-слова – те, что не несут смысловой нагрузки. Перефразировать так, чтобы предлогов, союзов и других служебных частей речи было как можно меньше.
- Добавить активных глаголов и убрать отглагольные существительные и страдательный залог.
- Не увлекаться специфическими терминами. Если без них нельзя – расшифровывать их простыми словами.
- Стараться донести смысл как можно меньшим количеством слов. Поначалу делать это осознанно: перечитывать текст и перефразировать в более короткие фразы с сохранением первоначального смысла. Со временем будете это делать автоматически.
- Исключить из своей печатной речи крылатые выражения, шаблонные фразы и клише.
- Использовать как можно больше синонимов. Для этого использовать специальные словари и осознанно расширять свой словарный запас.
- Избегать архаизмов – устаревших слов: надобно, сей, ежели, взирать, мнить, уповать, лицезреть, дабы и т.п. Они не сочетаются с нашим стилем речи – текст выглядит нелепо.
Над устранением этих недостатков нужно работать целенаправленно. Только тогда сформируются новые нейронные связи, и вы перестанете задумываться, как правильно написать – все будет на автомате.
Структура
Это логическая последовательность изложения: о чем сказать в начале, о чем – потом, чем закончить. Если у текста нет структуры, читателю сложно уловить нить повествования: информация как будто навалена в кучу. Поэтому необходимо научиться упорядочивать информацию – это легко сделать, если набросать план будущей статьи.
Когда мы говорим об авторском стиле, то подразумеваем еще и логику построения предложений. Начинающие рерайтеры выдумывают витиеватые конструкции с причастными/деепричастными оборотами и кучей придаточных предложений. А иногда даже умудряются формулировать мысли с конца.
Вот примеры многоэтажных «авторских» конструкций:
Профиль, изготовленный из ПВХ, получается безвредным, симпатичным и устойчивым к воздействию разных химических веществ, но пластик не выдержал бы серьезных деформаций и перепадов температур, поэтому дополнительно профиль армируется сталью.
Чтобы оконные конструкции не разочаровали в первый же сезон «капелью», неожиданно отличной слышимостью и явно слабой энергосберегающей способностью, их нужно выбирать не с позиции самой низкой цены, а совершенно по иным критериям.
Возможно, кто-то возразит: это же авторский стиль…
Дело в том, что в задачу рерайтера входит формировать лояльность читателей. Ведь со временем они становятся лояльными клиентами бизнеса. А о какой лояльности речь, если людям приходится продираться сквозь словесные дебри? Пока дочитал до конца, забыл, что в начале…
Решение у проблемы одно: формулировать простыми короткими предложениями. Без сложных навороченных конструкций – читатели все равно их не оценят, собственное время дороже.
Динамика и ритм
Частично мы улучшаем динамику текста, когда убираем канцеляризмы – отглагольные существительные и пассивные глаголы. Но есть и другие приемы, которые обязательно надо использовать.
Начинайте повествование с самого главного/интересного, и потом добавляйте деталей. Важно не привязываться к хронологии – она убьет динамику.
Сравните:
Межкомнатные двери — важная часть интерьера. От их выбора зависит не только практичность и функциональность, но и уют и эстетика дома. Чтобы понять, как выбрать межкомнатные двери правильно, из всех возможных вариантов, необходимо прочитать эту статью — здесь собрана вся нужная информация, касающаяся устройства, видов, функционала и цены.
и
В этой статье собрана важная информация по устройству, видам, функционалу и ценам межкомнатных дверей. Она поможет понять, как из многообразия вариантов выбрать практичную, функциональную и красивую дверь, которая сделает дом уютным.
Описывайте события/предметы/ситуации крупными мазками – только самое значимое. Избавьте читателя от неважных подробностей, но не упустите суть.
Сравните:
Авиабилеты – это очень важный компонент самостоятельного путешествия. Это именно то, с чего нужно начинать планировать свою поездку. И чем более тщательно вы отнесетесь к поиску и бронированию авиабилетов, тем больше сможете сэкономить. Ведь перелет длительный, зачастую с пересадками, и стоимость авиабилетов в некоторых случаях может достигать половины всего бюджета на поездку.
и
Планировать поездку нужно с авиабилетов, так как их стоимость может достигать половины бюджета на путешествие. Ищите в интернете самые выгодные цены и сразу бронируйте, потому что при повторном заходе на эти сайты цена автоматически поднимется.
Следите за ритмикой текста – делайте предложения разной длины, чередуйте длинные и короткие. Так вы сбиваете ритм, и текст не будет монотонным.
Сравните:
Меня зовут Инна Копичникова. Я живу в городе Алматы. По профессии – журналист и редактор. Работала в разных видах СМИ. Сейчас я блогер, вебрайтер и копирайтер.
и
Меня зовут Инна Копичникова. Живу в Алматы. Раньше работала в СМИ спецкором, редактором и телевизионным корреспондентом. Сейчас пишу на заказ и для своего блога.
Главный секрет индивидуального авторского стиля текста
Он простой: системно внедрять на практике все, о чем вы только что узнали.
Рерайтинг – не теория, это 100% практика. Поэтому просто прочитать здесь не работает. Нужно все это применять в каждой статье, чтобы научиться формулировать суть меньшим количеством слов, но более точно, ярко и убедительно. И в итоге выработать свой уникальный авторский стиль.