Найти в Дзене
С Богом по жизни

Одно общее царство Израиля (ч.3): Жизнь и царствование Давида

(1055-1015 гг. до н.э. 1 Цар. 16-31; 2 Цар., 3 Цар. 11:11; 1 Пар. 1129)

Часть 1: Теократия
Часть 2: Царствование Саула
Часть 4: Правление и характер Соломона
Часть 5: Появление пророков и литература этого периода

В истории Ветхого Завета есть три великих имени: Авраам, Моисей и Давид. Авраам - основатель, Моисей - законодатель, а Давид - великий царь. Его правление отмечено наивысшим расцветом мощи и благосостояния народа. Но Давид был не просто царем. Он был еще и народным поэтом. В древнееврейской литературе жизнеописания Давида и его произведения занимают второе место, уступая лишь Моисею. И действительно, о нем мы знаем гораздо больше, чем о любой другой ветхозаветной личности. Все события его жизни и правления можно разбить на пять эпох.

ЭПОХА I: ПАСТУШЕСТВО В ВИФЛЕЕМЕ

Давид был сыном Иессея и правнуком Вооза и Руфи. Колено Иудино, к которому он принадлежал, несмотря на упоминание его, как “царского”, в патриаршем благословении Иакова (Быт. 49:8-12), пока еще ничем себя не проявило. Давид родился в Вифлееме, ничем не примечательном, но навечно священном городке, и не только потому, что это был дом детства Давида, но в гораздо большей степени потому, что он стал впоследствии местом рождения его великого Сына.

Он был пастухом. Занятие скромное, но почетное, требующее мужества и бдительности. Среди занесенных в Писание подвигов его молодости находится победа надо львом и медведем при защите стада. Многие псалмы Давида говорят о его пастушьей жизни и тесной связи с природой.

Отвергнув Саула, Бог посылает Самуила помазать одного из сыновей Иессея, который должен будет сменить царя на троне. Внешность старшего сына, Елиава, произвела впечатление на Самуила. Даже Самуил, кажется, забыл на мгновение, что не величественная внешность, а чистота сердца определяет, можно ли человеку доверять великие дела. Саул был по сердцу народу: представительная внешность, военный герой - и мало чего больше. Один за другим сыновья Иессея проходят мимо пророка, но все они отвергнуты, пока не приходит очередь Давида. Он то и есть “муж по сердцу Божию”, человек, который будет верным Господу, истинному царю Израиля. Помазание прошло очень уединенно и, вероятно, было не вполне осознано даже в семье.

“И почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после... А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа” (1 Цар. 16:13, 14). Такая выразительная запись следует за рассказом о помазании Давида. По обычаю того времени слуги Саула попытались успокоить его злой и темный дух музыкой. Молодой Давид, уже известный музыкант, был приглашен ко двору Саула. Однако, его присутствие в доме Саула, похоже, носило временный или даже случайный характер, так как мы вскоре опять видим его пасущим стада отца.

Саул опять вступил в войну с филистимлянами. В течение сорока дней великан по имени Голиаф предлагал решить исход войны единоборством, но в Израиле не было воина, способного принять такой вызов. Юный Давид, посланный с поручением к своим братьям, находившимся в то время в войске, решает сразиться. Без оружия, если не считать пращи, с единственным доспехом - верой в Господа, он поражает филистимского хвастуна. В последовавшим за этим общем сражении Израиль побеждает. У отважного поступка Давида было два следствия: душа Ионафана, сына Саула, привязалась к Давиду в трогательной и продолжительной дружбе, и Давид стал членом военного окружения Саула.

ЭПОХА II: ЖИЗНЬ ДАВИДА ПРИ ДВОРЕ САУЛА

Когда войско возвращалось с войны, женщины торжественно встречали его, распевая: “Саул победил тысячи, а Давид - десятки тысяч!” Саул знал, что Бог его отверг, и, конечно же, заподозрил, что Давид станет его преемником. “И с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида”.

Поведение Давида отличалось скромностью, но его растущая популярность не давала покоя Саулу. Саул сделал несколько попыток убить Давида: дважды собственноручно и однажды, велев это сделать своим слугам. Саул попытался устроить Давиду ловушку, отдав ему в жены свою дочь Мелхолу и потребовав в качестве выкупа за нее смерти сотни филистимлян. На протяжении всего этого периода испытаний Ионафан оставался преданным другом Давида. Убедившись, что его отец твердо решил погубить Давида, он помог ему бежать.

ЭПОХА III: ДАВИД ВНЕ ЗАКОНА

Несколько лет Давид был изгоем, которого преследовал Саул и предавали друзья. Не было такого места, где бы он был в безопасности. После бегства от Саула Давид побывал в Номве, где, похоже, в это время находилась скиния. Священники накормили Давида хлебами предложения и передали ему меч Голиафа. Затем Давид бежал дальше, в Геф - город филистимлян и бывший дом своего старого соперника, Голиафа. Но и там он не чувствует себя в безопасности: филистимляне вскоре опознают его, и он вынужден прятаться в одолламской пещере в западной Иудее. Там к нему вскоре со всех сторон начинают собираться бедовые головы, и Давид становится во главе этой группы обиженных судьбой людей. В целях безопасности он переправляет своих престарелых родителей через Иордан в землю Моавитскую и возвращается в суровый холмистый край, раскинувшийся вдоль западного побережья Мертвого моря. Саул гонит его от одного убежища к другому. Дважды Саул оказывается во власти Давида, но Давид великодушно щадит его. Он не поднимет руку на помазанника Господнего. Сам будучи царем по праву божественного избрания и помазания, Давид, тем не менее, ждет, когда Бог решит, что его время настало. Где-то в это же время происходит последняя трогательная беседа Давида и Ионафана. По воле обстоятельств они были соперниками, но никакое соперничество не могло повредить дружбе двух героических сердец. И вновь Давид возвращается к филистимлянам. Анхус, царь филистимлян, принимает Давида доброжелательно. Однако, князья филистимские не доверяют ему, что во время их последней войны с Саулом освобождает Давида от необходимости принятия болезненного решения, так как Анхус хотел, чтобы Давид принимал участие в войне против своих соотечественников. В конце концов, поражение и смерть Саула на горе Гелвуе открывает Давиду дорогу к трону.

ЭПОХА IV: ЦАРЬ НАД ИУДЕЕЙ

И какой же царь сможет получиться из этого разбойника? Грубый, занятый местью своим личным врагам и своим личным обогащением узаконенными грабежами? Не таков был “муж по сердцу Божию”. Великодушие и самообладание, которые отличали его в изгнании, характерны были для него и, когда он стал царем. Он поступает благородно со своим покойным соперником, казня завравшегося амаликитянина, который надеялся получить награду, сказав, что Саул погиб на поле битвы от его руки. Он также сочиняет нежную элегию, посвящая ее Саулу и Ионафану. Во время своего изгнания Давид сумел завоевать доверие старейшин племени Иуды, которому сам принадлежал, и теперь они незамедлительно объявляют его царем. Хеврон был старым родовым городом патриархального времени. Там жил Авраам, там родился Исаак и там же в пещере Махпеле были похоронены Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Иаков и Лия. В период завоевания Хеврон был одним из царских городов ханаанитян. Здесь Давид и основал свою столицу. Здесь он был публично помазан старейшинами колена Иудина и здесь он правил в течение семи лет этим одним племенем. Другие колена сохранили верность сыну Саула Иевосфею. Он был человеком безвольным, не более как марионеткой. Настоящим правителем был его военачальник Авенир. Они избрали своей столицей Маханаим, город к востоку от Иордана. В течение семи лет они, со своими одиннадцатью племенами соперничали с Давидом. Через семь лет гражданской войны Иевосфей поссорился со своим военачальником Авениром, который тут же стал делать авансы Давиду, предлагая ему объединить все племена под своим правлением. Но прежде, чем это осуществилось, Авенир был подло убит военачальником Давида Иоавом, который, видимо, завидовал Авениру. Со смертью Авенира соперничающее царство пало, а Давид был торжественно коронован царем всего Израиля.

ЭПОХА V: ЦАРЬ ВСЕГО ИЗРАИЛЯ

В Хевроне во второй раз Давид был публично помазан. В его тридцатитрехлетнем царствовании над всеми племенами выделяют два периода.

1. Период нарастающего благополучия и власти. Это был также период удивительной верности Богу. Первым делом Давид решил подыскать более подходящую столицу. Иевус, или Иерусалим, был старой столицей ханаанитян. Дважды со времени Завоевания - один раз во время Иисуса Навина и второй раз в период судей - город был захвачен израильтянами. Но иевусеи продолжали удерживать крепость, а следовательно, и контролировать город. Давид сразу же покорил город и перенес туда ковчег, превратив, его, таким образом, не только в политический, но и религиозный центр. Со времени Давида для иудеев это был самый важный город из всех городов. Давид не остановился на достигнутом. Давид значительно превзошел даже такого блистательного военачальника, как Саул. Он приступил к завоеваниям во всех направлениях: филистимляне, идумеяне, моавитяне, аммонитяне, сирийцы, - до тех пор, пока все народы от Египта до Евфрата не оказались под его властью. Финикия, со своим царем Хирамом, сохранила независимость, заключив с Давидом дружественный союз. Таким образом, с географической точки зрения, в империи Давида в наибольшем объеме исполнилось обетование, данное Аврааму.

2. Период упадка. Великий Давид не устоял перед искушением. Позволив себе вступить в порочную связь с Вирсавией, женой своего военачальника Урии, он отправил его на верную смерть в битве, а сам взял Вирсавию в жены. Пророк Нафан обвинил царя в совершенном преступлении и с помощью притчи об овечке помог Давиду осознать его чудовищность. Псалом 50 выражает всю глубину раскаяния Давида. Но никакое раскаяние не могло предотвратить последствий его преступления. С того дня домашний небосклон Давида затянули тучи. Удары сыплются один за другим. Один сын убивает другого за зло, причиненное его сестре. Его любимец Авессалом погибает в восстании, которое чуть было не стоило царю его трона и жизни. Его доверенный военачальник Иоав участвует в заговоре его старшего сына Адонии. Желая иметь гарантии, что наследником станет Соломон, Давид передает ему корону. Вскоре после этого Давид умирает. Царствовал он сорок лет.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЦАРСТВОВАНИЯ ДАВИДА

Царствование Давида было наиболее славным в иудейской истории. Соломон превзошел его во внешнем великолепии, но по мощи и наиболее важным элементам благосостояния царствование Давида является наивысшей точкой.

1. Это было военное правление. Египет и Ассирия к этому времени пришли в упадок, предоставив малые народы западной Азии самим себе. Лишь господство могло обеспечить безопасность. Блестящие успехи первых лет правления Саула померкли на фоне победоносных кампаний Давида. Империя Давида, простиравшаяся от Египта до Евфрата, поднялась к недосягаемым высотам.

2. Это было время улучшения внутреннего положения. Давид был прирожденным правителем, настоящим организатором. Он привел в систему политическое устройство и привлек промышленные силы царства, открыл двери развитию ремесел и искусств, строил склады и замки, но что самое главное, он расширил и укрепил Иерусалим, построил там царский дворец и сделал “город Давидов” гордостью народа.

3. Это было время расцвета литературы. Самой поэтичной книгой в Библии является Псалтырь, а наилучшие псалмы в ней принадлежат Давиду. Но Давид был не только поэтом, не была поэзия и единственной формой литературы. Но самое главное,

4. Это было время расцвета религии. Несмотря на свое тяжкое преступление, в сердце Давид был глубоко религиозным человеком. Направление течения его жизни было правильным. Вера в Бога, преданность Богу, благодарность Богу - вот черты, которые делали Давида совершенно не похожим на всех других царей, и он их энергично прививал народу. Он перенес священный ковчег из Кириаф-Иарима, где он находился после захвата и возвращения его филистимлянами, в Иерусалим. Он организовал и оживил религиозную жизнь народа, подняв ее на самый высокий уровень, какого она когда-либо достигала. Давид выполнил все приготовления для строительства храма, строить который он сам не мог из-за запрета Бога. В своей восторженной преданности служению одному истинному Богу Давид стал образцом для всех последующих царей. “Он ходил путями Давида”, “Он не ходил путями Давида” - в такую формулу историк облекал свое одобрение или осуждение преемников Давида. Он был также наилучшим образом Мессии, который должен был править справедливо на всей земле.

Часть 1: Теократия
Часть 2: Царствование Саула
Часть 4: Правление и характер Соломона
Часть 5: Появление пророков и литература этого периода

Воскресение | С Богом по жизни | Дзен