(От помазания Саула до воцарения Ровоама; 1095-975 гг. до н.э.)
Часть 1: Теократия
Часть 2: Царствование Саула
Часть 3: Жизнь и царствование Давида
Часть 4: Правление и характер Соломона
ПОЯВЛЕНИЕ ПРОРОКОВ
При жизни и тысячелетия спустя Моисей стоит одиноко на недосягаемой высоте. Ни один пророк даже не упоминается между Иисусом Навином и Самуилом. Но с Самуила и монархии начинается эра великих пророков. Пророк был деятелем того же уровня, что и царь, и со времени Самуила и Саула его живописная фигура и впечатляющее послание редко когда отсутствуют до самого конца ветхозаветной истории. Самуил, вообще, - гораздо более важная личность, нежели Саул. Давид, сам будучи одним из великих пророков, постоянно получал советы, предупреждения и упреки от пророков. В правление же Соломона пророки играли незначительную роль, хотя один из них и появляется под занавес. Пророки этого периода: Самуил, Гад (1 Цар. 22:5; 2 Цар. 24:11), Нафан (2 Цар. 7:2-17, 12:1-12; 3 Цар. 1:8-24), Адда (2 Пар. 12:15, 13:22) и Ахия (3 Цар. 11:29-39; 2 Пар. 9:29). Не одно из их учений не дошло до нас полностью, лишь некоторые фрагменты, как например, притча Нафана.
ЛИТЕРАТУРА ЭТОГО ПЕРИОДА
Датировать самые ранние древнееврейские литературные произведения, к сожалению, не представляется возможным. Не исключено, что Пятикнижие частично использует документы более ранние, нежели записи Моисея. “Песнь меча” Ламеха (Быт. 4:23, 24), а также поэтические отрывки в Чис. 21:12-17, 27-30 указывают на существование значительно более древних поэтических источников. В книге Иисуса Навина, составленной, вероятно, во времена Самуила, содержатся ссылки на “Книгу Праведного”, которая сейчас полностью утеряна. Со времени Давида пышно расцветает историческая литература, далеко превосходящая все, что передали нам более древние империи Египта, Халдеи или Ассирии. Ко времени его правления, наверное, можно отнести книги Судей и Руфь. Другие исторические работы этого периода - “Записи Самуила”, “Записи Нафана”, “Записи Гада” (1 Пар. 29:29) и “Книга дел Соломоновых” (3 Цар. 11:41). Сейчас эти работы утеряны, но, несомненно, они легли в основу четырех книг Царств. Век Давида и Соломона особенно отличается выдающимся взрывом поэтической и так называемой литературы “премудростей”. Семьдесят два псалма приписываются Давиду и два (71 и 127) - Соломону. Произведения Соломона в значительной мере утратили огонь писаний Давид, но выигрывают в силе мысли и художественной отделке. Перу Соломона принадлежат Притчи, Екклесиаст и Песня песней Соломона.
Часть 1: Теократия
Часть 2: Царствование Саула
Часть 3: Жизнь и царствование Давида
Часть 4: Правление и характер Соломона