Найти тему
Галерея Широковых

Инна Широкова. Народная традиция. Часть 2

Оглавление
Картина Инны Широковой "Новогодние гуляния", 2016 г
Картина Инны Широковой "Новогодние гуляния", 2016 г

Статья В. Пересторониной для журнала "Художник" 1|1984

Начало статьи по ссылке: Инна Широкова. Народная традиция. Часть 1

Народные промыслы в искусстве Широковой

Последние семь-десять лет - время обретения автором творческой зрелости -можно определить как один из этапов подъема её искусства. Именно в этот период родился цикл, посвящённый хохломе. Первый холст был написан в начале 70-х годов. А затем наступило время, когда Широкова как бы заново набиралась впечатлений, накапливала материал. И вот в последние годы один за другим появляются всё новые и новые полотна, каждое из которых дополняет и развивает конкретную тему. Несколько раз, например варьируется художницей сюжет картины "Семёновская сказка". И если в первых своих работах она не смогла уйти от обыденности обстановки цехов, в которых трудится мастерица, то во всех последующих вариантах, а особенно в тех, которые были написаны в 1979 и 1981 годах, видно, что автор стремится создать именно "сказку", разместив женщин не в обычных цехах фабрики, а в своеобразных теремах с красивыми, богато украшенными арочными перегородками. Художница любуется плавными движениями рук женщин, занятых росписью самых различных предметов, находит определённый ритм в расположении фигур объединённых одним столом.

Здесь хотелось бы несколько слов сказать о своеобразном методе работы Широковой над произведениями. Её искусство питается жизненными впечатлениями. Но в то же время в каждом полотне чувствуется большая доля творческого воображения автора. Впечатления от увиденного накапливаются и откладываются в памяти, основная работа проходит в сознании художницы. Начиная писать холст, Широкова почти не делает предварительных эскизов, "раскрывает" полотно сразу, несмотря на его размер.

В жанровых произведениях, посвящённых народным промыслам, проявляется определённая творческая "независимость" Широковой от натуры. Это отстранение осознанно. Широковой и здесь дорога прежде всего мысль о том, что руками простых тружениц, наших современниц, создаётся чудо, которому отдают дань признательности и соотечественники и зарубежные ценители народного искусства. Именно поэтому она меняет обстановку комнат, где работают расписчицы деревянной посуды или мастерицы дымковский игрушки, поэтизирует её.

Тем же восхищением делами рук человеческих рождена большая часть её натюрмортов, посвящённых все той же дымковский игрушке, семёновской матрёшке, хохломским ковшам, братинам и поставцам. Натюрморты дают возможность автору полностью реализовать свой колористический дар. Эти полотна, написанные сильно, сочно и смело, воспринимаются как радостный и искрящийся праздник творчества, который звучит то мажорно, торжественно, то нежно, лирически ("Золотой натюрморт", "Натюрморт с бумажными цветами", "Натюрморт с синим окном" и другие).

Праздники Широковой

В "сказочном" ключе написаны и "праздники", куда в первую очередь, думается, можно отнести "Проводы русской зимы" и многочисленные "Базары". И. Широкова любит писать эти сюжеты, точно угадывая стихию народного гуляния, когда всё шумит и волнуется вокруг. Живая непринуждённость поведения гуляющей, весёлой толпы, правдивая передача характеров и настроений людей участвующих в празднестве , заставляют поверить, что перед нами кусочек жизни, достоверно переданный автором на холсте. Это впечатление во многом идет от композиционного построения полотна, его "фрагментарности". "Срезая" рамой фигуры, Широкова заставляет зрителя домыслить живую толпу, часть которой изображена на полотне. При всей кажущейся случайности такого решения в нём есть выветренность и образная выразительность, которые могут питаться только жизненными впечатлениями, художническим опытом. Чтобы убедиться в этом, достаточно вглядеться в фигуры, лица людей, изображенных на картинах. Нарядные одежды, улыбающиеся, раскрасневшиеся на морозе лица, расписные ларьки и лабазы, припорошенные снегом, - всё сливается в яркое, незабываемое зрелище.

Производственная тема в искусстве

Говоря о тематическом разнообразии Широковой, хотелось бы остановиться на производственной теме в её искусстве. Она неоднократно писала портреты рабочих, ею было создано несколько вариантов картины "Кузнецы". Но наибольшего успеха в этой теме художница всё-таки добилась в полотне, которое связано с трудом мастеров-стеклодувов. Их нелегкий, но удивительно красивый труд предстает в картине "Стеклозавод" как гармония физического и прекрасного. И труд здесь воспринимается как симфония, включающая в себя красоту, особенный, как бы музыкальный ритм движений рабочего человека, управляющегося с раскалённым, светящимся шаром жидкого стекла.

Продолжение следует...

Больше картин Инны Широковой