В конце октября было объявлено, что нефтяная компания «Татнефть» договорилась о покупке российских активов финской Nokian Tyres.
В «Татнефти» уточнили, что закрытие сделки и покупка активов зависят от соблюдения ряда условий, включая получение согласований в соответствии с российским законодательством. Ранее Nokian Tyres сообщила, что ориентировочная сумма сделки составит 400 млн евро.
Финская компания приняла решение уйти из России в конце июня. Решение довольно неожиданное: на российскую производственную площадку в городе Всеволожске Ленинградской области в последние годы приходилось до 80% всего объема производства компании. Производственная мощность всеволожского предприятия достигает 16 млн штук в год, что уступает лишь «советскому» гиганту отрасли, «Нижнекамскшине» (17 млн штук в год), и уверенно превосходит все иные существующие в России шинные мощности (даже если считать по корпорациям, а не по отдельным заводам).
Это далеко не первый случай бегства зарубежных компаний с российского шинного рынка.
- Ранее о решении покинуть Россию объявила японская Bridgestone. Компания тоже была представлена в стране как производитель и сейчас ищет покупателя на свой завод в Ульяновске. В Bridgestone ожидают, что на поиск покупателя и закрытие сделки уйдет несколько месяцев.
- О планах продать свои российские активы, включая шинный завод в подмосковном Давыдове, российскому менеджменту объявила французская Michelin, объяснив это «технической невозможностью возобновить производство», в том числе из-за проблем с поставками. В марте компания приостановила свою деятельность в России, что обошлось ей примерно в 2% ее мирового сбыта.
- Об ограничении работы своих предприятий в России объявила итальянская Pirelli. Для итальянцев потери чувствительнее: на Россию приходилось до 10% глобального выпуска компании. Примечательно, что эти заводы (в Кирове и Воронеже) Pirelli не строила, это еще советские предприятия.
- В марте приостанавливал работу завод немецкой Continental в Калуге (4 млн штук в год). Правда, потом немцы передумали, и с 1 августа производство здесь было возобновлено.
Но в целом, как видим, налицо тенденция к исходу западных шинных компаний и брендов из страны. При этом надо отметить, что внутренний спрос страны потреблял преимущественно бюджетную китайскую продукцию. Продукт передовых компаний шел на экспорт.
В Bridgestone указали, что «значительная часть компонентов и сырья уже была локализована в России до объявления о приостановке производства, однако часть материалов, необходимых для производства шин на заводе Bridgestone в Ульяновске, поставлялась из других стран».
В Continental отметили, что «традиционно шинные производители в России зависят от иностранного сырья, поскольку в рецептуре шины присутствует около 60 различных материалов, часть из которых не производится в России, например натуральный каучук».
В Nokian в более раннем заявлении говорили, что около половины сырья приходится на поставки из-за пределов России.
Как было отмечено выше, главными источниками сырья для шинного производства выступают каучук и технический углерод. Натуральный каучук может быть замещен синтетическим продуктом. У России нет никаких проблем ни с синтетическим каучуком, ни с техническим углеродом. По данным Росстата, объем производства синтетического каучука в России по итогам 2021 года составил 1,7 млн тонн, за период с 2010-го производство увеличилось на 24%. Выпуск технического углерода в 2021 году составил чуть меньше 1,1 млн тонн, рост с 2010-го — на 63%.
Этого сырья отечественной промышленности хватает с лихвой. Так, по данным внешнеторговой статистики, в 2021 году экспорт синтетического каучука из России составил чуть меньше 1,1 млн тонн, на российские экспортные поставки пришлось 6,5% всего объема международной торговли каучуком.
Противоречие? На самом деле нет. Во-первых, для премиальных шин используется все же некоторое количество натурального каучука. Поэтому «премиализация» отечественного шинного производства с локализацией здесь «иностранцев» сопровождалась ростом импорта натурального каучука. Как свидетельствует статистика, объем импорта натурального каучука по итогам 2021 года составил 134 тыс. тонн, по сравнению с 2010 годом рост в два с половиной раза. А по сравнению с показателем начала 2000-х — в шесть с половиной раз.
Впрочем, это не составляет большой проблемы. Гевея не растет у нас, но не растет и у наших «западных партнеров». Основные районы ее культивирования — Бразилия, страны Африки и Юго-Восточной Азии. В частности, российский импорт покрывался главным образом поставками из Индонезии.
А вот во-вторых, в шинном производстве помимо крупнотоннажных компонентов, таких как каучук и углерод, есть много вспомогательной «мелочи». И это уже настоящая проблема, поскольку эта «мелочь» затрудняет шинное производство (в некоторых сегментах делает невозможным вообще). И это технологичная продукция «высокой» химии (в том числе из недружественных стран), а не смола тропического растения.
Как отмечает глава Центра отраслевых исследований Андрей Костин, речь может идти о материалах для корда и ускорителях вулканизации. С этим согласен основатель Engineering & Consulting PFA Александр Гадецкий. По его мнению, сейчас ускорители вулканизации не производятся в России, хотя раньше выпускались на ряде предприятий. При этом оперативно организовать внутреннее производство вполне реально, например на «Волжском оргсинтезе», если будет «соответствующая политическая воля».
Аналогичная ситуация, по мнению Александра Гадецкого, с ингибитором старения шин, который раньше выпускал «Новомосковский оргсинтез». Производство кордного полиэтилентерефталата (ПЭТ), который сейчас полностью импортируется, может быть налажен на профильных предприятиях малой мощности. Например, на «Тверском ПЭТ» или «Сенежском ПЭТ».
То есть вопрос сохранения шинного производства в стране упирается в необходимость решить задачи импортозамещения по отдельным видам малотоннажной химической продукции. И технически в этом нет больших проблем, было бы желание.
Источник: https://expert.ru/expert/2022/45/shinnoye-khanstvo/
Крупные зарубежные производители автомобильных шин покидают Россию. Татнефть готова занять рынок.
7 ноября 20227 ноя 2022
62
5 мин