Коллеги и издатели называли его просто "Джей Си Эл" (JCL), есть у американцев такая традиция - именовать известных людей по инициалам, своеобразный "личный брендинг".
Он принадлежал к настолько «старой школе», что при создании своих иллюстраций не пользовался фотографиями! Даже в архиве «короля американских иллюстраторов» Нормана Рокуэлла сохранилось множество снимков, при помощи которых он создавал портрет эпохи на обложках журнала Сэтердей Ивнинг Пост.
Джозеф Кристиан Лейендекер тоже много работал для этого знаменитого еженедельника, и график работы у него был не менее жёстким и напряженным, чем у других иллюстраторов. Но всё делалось по классическим правилам. Сначала — эскиз, потом — многочисленные зарисовки и этюды, непременно с живых моделей в студии, потом — финальная композиция. Этюды, написанные с натурщиков — это часто всего лишь детали, например, голова, рука, часть торса. Располагались они на одном крупном формате. Рассматривать их хочется порой не меньше, чем итоговую работу — так виртуозно они написаны.
Разумеется, это мастерство было результатом долгого творческого пути необычайно одарённого человека.
Родился Йозеф Кристиан в Германии, в 1874 году. Семья переехала в США, в Чикаго, только в 1882-м. Отец, Петер Лейендекер, мать, Элизабет Лейендекер, старший брат Адольф, сестра Аугуста и младший брат Франк Ксавьер, тоже известный впоследствии иллюстратор. Йозеф, ставший в Америке Джозефом, с 14 лет работал в типографии и на заработанные деньги учился в Чикагском Институте Искусств. Потом, вместе с братом Фрэнком, продолжил обучение в Париже, в знаменитой Академии Жулиана.
Тем, кто в конце XIX столетия собирался заниматься коммерческим искусством — плакатом, иллюстрацией, рекламой — в Париже было чему поучиться. Можно вспомнить лишь пару имён — Анри де Тулуз-Лотрек и Альфонс Муха. Постимпрессионизм и модерн. Творчество обоих мастеров тесно связано с французской столицей, и, конечно, оно не могло не наложить отпечатка на творческую манеру братьев Лейендекер. Если мы посмотрим на академические штудии и ранние самостоятельные работы Джозефа, то стиль Мухи там очень хорошо ощутим.
В 1899 году братья вернулись в США и тут же приступили к работе. Джозеф почти немедленно получил заказ на создание обложки для журнала The Saturday Evening Post. Последовавшее за этим сотрудничество с самым популярным в Америке журналом продлилось аж сорок четыре года! 322 обложки, которые не только отражали «американский образ жизни», но и в значительной мере формировали его.
Мало того! Помимо чисто американских реалий — работы, быта, праздников, традиций, памятных дат — на этих обложках можно найти отражение мировой истории и культуры, мифы и сказки, всевозможные политические события. Обложки Сэтердей Ивнинг Пост — настоящая популярная, точнее, популярно-потребительская энциклопедия, ибо, конечно, они отражают не реальный мир, а идеальное представление о нём. Тот мир, в существование которого обычному человеку хочется верить. Мир разумный, но не заумный, чаще всего забавный, милый, правильный... И, разумеется, красивый!
С точки зрения современного зрителя в этом обилии красоты есть некий перебор. Художник как бы собирает "всё лучшее в одном месте". Не только красивые люди, но и прекрасные лошади, собаки, цветы, украшения, обилие декора, аксессуаров... Но не будем забывать, что само по себе время не было слишком роскошным для большинства населения любой страны, и красивые, "как ни посмотри", картинки призваны были это отчасти компенсировать. Кроме того, Джозеф Лейендекер работал ещё и в рекламе, а художник-рекламист просто обязан показывать красиво всё, что бы он ни взялся изображать!
Кроме того, сам стиль "ар-деко", к которому близки работы художника, в силу самого названия склонен к повышенной декоративности, четкости форм. Конечно, в полном смысле художником ар-деко Джозеф Кристиан не был, его работы находятся на стыке ар-деко, модерна, реализма и неоклассики, но в любом случае, от модерна, с его плоскостной трактовкой натуры и прихотливо изогнутыми линиями, мастер в зрелые годы удалился гораздо больше.
Помимо журналов важными заказчиками Лейендекера были производители одежды. Поэтому, можете быть уверены, его персонажи одеты всегда по самой последней моде - если, конечно, они из его эпохи!
В 1900 году Джозеф вместе с сестрой и братом переехал в Нью-Йорк - центр рекламной индустрии. Среди его клиентов появляются такие бренды, как Interwoven Socks, Hartmarx, Kuppenheimer & Co, Cluett, Peabody & Co, и, самый знаменитый и постоянный - Arrow Collar. Современному мужчине уже и не понять, что значила такая деталь, как воротничок, для его прапрадедушки! Воротничок был не просто элегантной частью костюма, он знаменовал собой статус его носителя. До сих пор в ходу выражение «белые воротнички», то есть люди умственного труда, менеджеры, офисные работники — а родом оно оттуда, из начала прошлого столетия. И образ человека в пиджаке или смокинге и белом воротничке был отшлифован и выпущен в свет именно Джозефом Лейендекером.
"Он создал образ идеального американского мужчины того времени: высокого и ладно сложенного, спортивного и элегантного, хорошо одетого, с очерченными скулами, скульптурным подбородком и отстраненным взглядом..." (А. Лиева)
Сейчас Лейендекера упоминают и ценят в основном именно как художника рекламы и моды. Это, конечно, немножко однобоко и несправедливо. Да, он создал "самый элегантный" образ своего времени, но сколько у него было других работ! В годы Первой Мировой - плакаты, и те же обложки были средством пропаганды - надо отметить, довольно симпатичным.
А какое множество других эпох мелькает в его иллюстрациях! Средние века, Возрождение, времена колонизации, годы войны между Севером и Югом...
Говорят, что и знаменитый образ Санты в красной куртке был придуман им, и впоследствии переработан фирменным художником Кока-Колы Хэддоном Сандбломом.
К одному только празднику - Дню Независимости 4 июля - ему приходилось рисовать иллюстрации из года в год! Поневоле отдаёшь должное его изобретательности:
Он работал, не покладая рук. При этом он не был таким уж состоятельным человеком. Он построил себе просторный дом с художественной студией в Нью-Рошели, в штате Нью-Йорк, пользовался заслуженной славой как лучший иллюстратор своего времени, но он не был "звездой" в том смысле, какой сегодня вкладывают в это слово. Он жил достаточно уединенно, а с началом периода Великой Депрессии его доходы вообще стали уменьшаться. Под конец жизни он оказался в достаточно сложном финансовом положении, и оставленное им наследство было весьма скромным по меркам его популярности.
Как и у многих других художников-виртуозов, у него были свои фирменные приёмы и секреты в работе. Причём, некоторыми он охотно делился, другие же держал в строгой тайне. Сохранилось его письмо одному из поклонников, где он описывает в общих чертах свой метод работы.
В этом письме 76-летнего художника как будто всё сказано. На самом деле, это - достаточно общие рекомендации. "Начинайте с маленьких набросков. Выберите тот, который наиболее ясно рассказывает историю и имеет интересную компоновку. Потом переходите к этюдам с натурщиков. Собирайте финальную картину из этюдов, как паззл, отбрасывая неподходящее и несущественное. Начинайте прописывать изображение с темных мест, нанося краски тонким слоем и сохраняя прозрачность в тенях, а в светах переходите к корпусному нанесению краски". Расскажите это любому живописцу - и он скажет: "Ну и советы, да я сам так работаю!"
Ведь дьявол - в деталях! Одним из секретов Джозефа Кристиана было то, что очевидно всякому художнику при взгляде на его этюды: невероятное, сверхъестественное чутьё формы. Нигде, ни в одном месте нет ничего аморфного, вялого, плоского. Каждый кусок его работы - это объём, выявленный максимально энергично, порой даже излишне энергично! Такая манера - с острыми гранями, с мазками, напоминающими штриховку, наводит на мысль скорее о графике. Но нет, это - живопись, причем живопись маслом. Как такое возможно?
Второй секрет Джозеф Кристиан унёс с собой в могилу. Состав, которым он разбавлял краски, до сих пор остаётся тайной. Суть была в том, что нанесённый виртуозной и быстрой кистью мазок высыхал мгновенно. Удар за ударом кисти лепилась форма, звонкая, как металл. Так работают только мастера, без поправок и переписок. Художник пишет примерно так, как играет музыкант. Многие дорого бы дали, чтобы живьём увидеть, как он это делал.
Недаром Норман Рокуэлл на заре своей карьеры расспрашивал всех при каждом удобном случае о том, как работает "Джей Си Эл". Мастер чует мастера за версту. Рокуэлл до самой смерти Лейендекера ценил его и считал лучшим в профессии, несмотря на падение популярности художника в последние годы жизни.
В зрелом возрасте Джозеф Кристиан окончательно превратился в затворника. У него не было семьи в общепринятом значении этого слова. В наш век общедоступной информации ни для кого не составляет тайны, что он был человеком нетрадиционной ориентации. Любовью всей его жизни был мужчина, который, собственно, и стал прообразом большинства "идеальных джентльменов", созданных его кистью. Сведения об их отношениях можно найти в массе источников, начиная с "Википедии", но я пишу не светские хроники, а заметки об искусстве.
Гораздо полезнее будет посмотреть ещё несколько работ мастера, где каждый раз по-новому, с огромной долей профессионализма и изобретательности отражается жизнь его страны.
Джозеф Кристиан Лейендекер скончался 25 июля 1951 года в своих владениях в Нью-Рошелле в результате сердечного приступа. Из его родных на тот момент оставалась в живых лишь сестра - брат Фрэнк умер ещё в 1925-м. В последний путь художника провожали лишь пять человек - несколько его натурщиков и Норман Рокуэлл, которому с этого момента суждено было возглавить список лучших американских иллюстраторов.
Вы можете прочитать другие мои публикации о художниках:
Также рекомендую Вам каналы, на которые сам я подписан и которые всегда с интересом читаю:
Дорогие читатели канала!
Для вас чтение текстов, просмотр картинок и написание комментариев является, в сущности, развлечением. Однако для нас, авторов Дзена, создание публикаций - это работа, причём практически бесплатная. Ваши лайки и положительные отзывы для нас - один из важнейших стимулов эту работу продолжать.
Удачи вам! Буду, как всегда, признателен за подписки, лайки и комментарии!