Впервые кипчаки на Северном Кавказе появились еще в дохристианский период. Этот народ в этом регионе называли "илк-къыпчаклар", что в переводе на русский означает первые кипчаки. В XI веке со стороны востока на Северный Кавказ переместились другие группы кипчаков, которых стали называть "сон-кыпчаклар", т. е. "второ-кипчаками".
Кипчакские племена к середине XI века изгнали из предкавказских степей печенегов. В XI столетии в том регионе существовало две сильные кипчакские группировки приднепровская и донская. На Северном Кавказе еще в XIX в. проживали кумыкские карачи-беки - владетели уделов, которые считали себя потомками хазаро-кипчакской знати, появившимися в этом регионе задолго до появления в Дагестане арабов.
В начале XII века русский князь Владимир Мономах нанес ряд чувствительных поражений кипчакам. После этого часть кипчакских племен откочевала на Северный Кавказ.
Тогда из донецких степей на Северный Кавказ переселились кипчаки хана Атрака, которые столкнулись с кипчаками первой волны. Кипчакам Атрака пришлось также вступить в конфликт с аланами. Однако, грузинский царь Давид пошел на сотрудничество с кипчаками, а также помирил их с аланами. В дальнейшем царь Давид переселил часть кипчаков в Грузию. Кипчаки Атрака составляли серьёзную военную силу в Грузии. При помощи кипчаков царь Давид успешно противостоял в битвах против турков-сельджуков.
Кипчаки второй волны селились в горных ущельях Северного Кавказа. Ныне исследователями определено, что язык кипчаков поразительно близок карачаево-балкарскому на 70-80%. Этот народ заселил также верховья рек Зеленчуков, Кубани, Баксана, Чегема и Черека. Считается, что кипчакский этнос повлиял на формирование карачаевской и балкарской народности. Кипчакское племенное объединение во временном промежутке между гуннским и монгольским нашествиями, наряду с Хазарией, представляло собой довольно-таки мощную военную силу на Кавказе.
Еще в IX веке кипчаки в составе хазарских войск участвовали в военных походах на Кавказ. Географ Аль-Гарнати в XI веке 1131 и 1153 гг. сообщает о присутствии на Кавказе гузов, хазар, болгар, сувар. Арабский географ XII века Мухаммад Абдаллах ал-Идриси на своих картах выделял земли Черной Кумании, которые известны, как кубанские кочевья кипчаков. Эти тюркские племена смогли потеснить на Кавказе дидойцев, бежитинцев, гунзибцев и гинухцев. Кипчаки захватили аланские терско-кумские территории и поселились в предкавказских степях, и в прибережных землях Дагестана. О дербентских кипчаках есть сведения в грузинской летописи «Картлис Цховреба» от XII века. Продвинувшись в прикаспийские территории Северного Кавказа кипчаки заняли часть земель даргинцев и оттеснили их за Дербентский проход. Ныне на этих территориях обитают потомки кипчаков - кумыки. По мнению некотрых учёных, часть кипчаков была ассимилирована средневековыми адыгами во второй половине XIII– XIV века, а остальные группы кочевников переселились в горные районы.
Кипчаки имели также торговые и деловые связи с другими народами Северного Кавказа: адыгами, аланами, вайнахами. Кипчакские границы в XII веке на Северном Кавказе проходили вдоль рек Кубань и Терек. Исследователи кипчакской культуры считают, что земли между Кубанью и Манычем являлись местами донецких, донских и днепровских кочевий кипчаков.
Во время татарско-монгольского вторжения на Северный Кавказ в 1223 году кипчаки совместно с аланами выступили против монгольских полчищ. Алано-кипчакское войско столкнулось в одном сражении с монголами, и "незваные гости" не смогли справиться с объединенным войском. Чтобы одолеть врага монголы пошли на хитрость. Они устроили переговоры с кипчаками, пообещали их не трогать, щедро одарили, объяснили, что в частности, противостоят аланам. Кипчаки, получив подарки, поверили обещаниям, и отправились восвояси. Как только они ушли, монголы напали на алан, учинили им полный разгром, а затем нагнали ничего не подозревавших кипчаков, перебили их множество, и вернули свои "дары".
Чуть позже на Северный Кавказ было осуществлено крупное нашествие монголов, которая истребила и ассимилировала большую часть кипчаков.
От кипчаков на Северном Кавказе остались каменные изваяния, называемые в то время русами "каменными бабами". Эти ритуальные камни также назывались у древних тюрков балбалами. Их до сих пор находят в степной зоне.
Ставьте лайки и подписывайтесь на канал History Dreamer. Впереди много интересного.