Найти тему
Техноика

Будущее без ископаемого топлива невозможно без изменения образа жизни

Фото: Макс Шмаков
Фото: Макс Шмаков

Исследование Геологической службы Финляндии (GTK) определяет, какие ресурсы потребуются для создания всех электромобилей, ветряных турбин, солнечных батарей и других технологий, необходимых для отказа от использования ископаемого топлива.

На первый взгляд, отчет выглядит очень мрачным: В земле просто не хватает материала, чтобы произвести все необходимое для замены имеющегося. Согласно резюме ГТК:

"Новая оценка, включающая различные классы автомобилей, ясно показывает, что известных нам на сегодняшний день минеральных ресурсов недостаточно, чтобы обеспечить даже одно поколение батарей для электромобилей и их энергонакопителей в нынешней глобальной промышленной экосистеме. Результаты также показывают, что планируемое решение, основанное на возобновляемых видах топлива, требует больше энергии, чем когда-либо прежде. В то же время мощность будущей энергетической системы на основе возобновляемых видов топлива, возможно, будет ниже, чем у нынешней энергетической системы на основе ископаемого топлива. Это связано с тем, что системы, использующие неископаемое топливо, имеют более низкую эффективность работы (ERoEI), чем системы, использующие ископаемое топливо, где сырьем является нефть, газ или уголь."
Фото: ГТК / Симон Мишо
Фото: ГТК / Симон Мишо

Проблема заключается в том, что ископаемое топливо содержит невероятное количество энергии, и замена того, что оно делает, помимо толкания автомобилей, а также промышленных процессов, таких как производство стали или удобрений, потребует замены существующего производства электроэнергии из ископаемого топлива более чем в два раза большим количеством энергии.

Это множество солнечных панелей и ветряных турбин, все из которых сделаны из материалов, которые необходимо добывать и перерабатывать. Симон Мишо, доцент-исследователь ГТК, также подсчитал, что количество накопителей энергии, необходимых для решения проблемы прерывистости возобновляемых источников энергии, было недооценено.

Мишо не первый, кто отмечает, что для перехода от ископаемого топлива потребуется много ресурсов. В своей книге "Цифры не лгут" Вацлав Смил писал о масштабах перехода на электромобили:

"В 2021 году на дорогах будет насчитываться около 1,4 миллиарда автомобилей, из которых не более 1 процента будут электрическими. Даже если глобальный автопарк перестанет расти, декарбонизация 50% его парка к 2030 году потребует от нас производства около 600 миллионов новых электрических пассажирских автомобилей за девять лет, то есть около 66 миллионов в год, что превышает общий мировой объем производства всех автомобилей в 2019 году. Кроме того, электроэнергия для работы этих автомобилей должна будет поступать из источников с нулевым содержанием углерода. Каковы шансы на это?"

Доклад Мишо вышел в конце 2021 года, но сейчас он гудит в Твиттере из-за статьи Роберта Ханзикера из Countercurrents, в которой он спрашивает: Достаточно ли металла, чтобы заменить нефть? (Спойлер: Статья отвечает на этот вопрос: "Нет, даже близко нет!".

"Недавнее исследование ставит крест на перспективах постепенного отказа от ископаемого топлива в пользу возобновляемых источников энергии. Более того, постепенный отказ от ископаемых видов топлива к середине века представляется почти невыполнимой сизифовой задачей. Все дело в количестве минералов/металлов, содержащихся в Матери-Земле. Их недостаточно".
Фото: ГТК/ Симон Мишо
Фото: ГТК/ Симон Мишо

Хунзикер цитирует слова Мишо с семинара:

"Количество металлов, необходимых для производства всего одного поколения возобновляемых технологий, которые заменят ископаемое топливо, гораздо больше, чем считалось сначала. Текущее производство этих металлов даже близко не соответствует спросу. Текущие заявленные запасы полезных ископаемых также недостаточны по размеру".

Те, кто считает, что у нас нет выхода из климатического кризиса, и мы можем сдаться, набросились на это.

Следует отметить, что, вероятно, все не так страшно, как кажется, и все здесь говорят, как оригинальный думер, английский экономист Уильям Стэнли Джевонс. Он писал в книге "Угольный вопрос":

"Я должен указать на тот болезненный факт, что такие темпы роста очень скоро сделают наше потребление угля сравнимым с общим предложением. В возрастающей глубине и трудности добычи угля мы встретим ту неясную, но неизбежную границу, которая остановит наш прогресс".

Мы не исчерпали запасы ископаемого топлива, потому что стали лучше находить его и использовать более эффективно.

Кроме того, если вы вернетесь к фактическим отчетам Мишо, он не является сторонником дум. Он указывает на то, что мы не можем продолжать идти тем же путем, что и сейчас, только полностью электрическим, потому что у нас нет ни времени, ни ресурсов. Мы также должны изменить образ жизни.

"Без надежного источника энергии с полезным коэффициентом ERoEI, доступного для большей части населения, планы будущего развития должны будут отказаться от многих текущих предположений, связанных с сохранением существующих моделей потребления и сложностью технологий"

- сказал Мишо.

"Поэтому может потребоваться реструктуризация общества и промышленной экосистемы, чтобы потреблять меньше и установить новое улучшенное понимание взаимозависимости между сырьем и энергией".

При обсуждении вариантов будущего без ископаемого топлива в ГТК, после рассмотрения вопроса о необходимом электричестве, литии, который нужно добывать, площади земли, необходимой для биомассы, и потребности в удобрениях, они спрашивают:

"Логистические проблемы, связанные с заменой ископаемого топлива, огромны. Возможно, гораздо проще сократить спрос на энергию и сырье в целом. Это потребует перестройки общества и его ожиданий, что приведет к заключению нового общественного договора. Пришло ли время перестроить общество и промышленную экосистему так, чтобы потреблять меньше?".

Мишо и ГТК задают те же вопросы и поднимают те же проблемы, что и мы в наших недавних дискуссиях о нулевом энергопотреблении: Легких решений не существует. Мы не можем иметь все электромобили; нам нужно меньше автомобилей.

Мы не можем просто электрифицировать все; мы должны снизить спрос. Тогда нам не понадобится так много всех этих металлов.

Наука
7 млн интересуются