Найти в Дзене
Mushroom. History and Facts

Самые известные осенние картины в истории искусства

Вечная тема в искусстве - осень. Она вдохновляла художников на протяжении всей истории. В то время как изображения этого красочного сезона, предшествующего темной зиме, менялись со временем, неизменной оставалась атмосфера и эмоции, которые вызывает осень, переведенные художниками в аллегорические, реалистические, символические и даже абстрактные формы.

Говорят, что природа — лучший художник, создающий в пейзаже полотна вечной красоты. Однако художники объединяют эти образы с человеческими заботами, такими как быстротечность времени, увядание красоты и изменения, вызванные индустриализацией.

В многочисленных работах, некоторые из которых представлены ниже, ведущие современные художники исследовали свое собственное окружение, а также совершали эмоциональные путешествия через свою психику и чувства, вызванные осенью. Некоторые, как Джон Эверетт Милле, стремились разжечь религиозный пыл, показывая сжигание листьев, в то время как другие пытались выразить себя с помощью природных мотивов, как Эгон Шиле в своей картине «Четыре дерева».

Послевоенный модернизм принес господство абстрактного искусства, но даже с этим стилем, освобожденным от фигуративного представления, художникам удавалось создавать работы, которые сразу вызывают в памяти образы осени и ее пылающие красные и желтые цвета. Меланхолия и чувство мимолетности пронизывают эти изображения, но цвета делают их теплыми и успокаивающими.

Все в потоке. Ничто не стоит на месте, — писал древнегреческий философ Гераклит. Образы быстротечности и смены времен года отражают эти философские идеи с человеческим присутствием в живописи или за холстом, выдвигая их на первый план в человеческом опыте.

Хокусай, Крестьяне осенью, 1760-1849 гг.
Хокусай, Крестьяне осенью, 1760-1849 гг.

Японский художник Кацусика Хокусай (1760–1849) специализировался на живописи и гравюре укиё-э в период Эдо. Его знаменитая серия «Тридцать шесть видов на гору Фудзи» (1831 г.) является одной из самых знаковых его работ, самой известной из которых является «Большая волна у Канагавы».

На этой гравюре Хокусай представляет пасторальную сцену крестьян, собирающих урожай с поля. Безмятежная атмосфера, купающаяся в осенних или желтых и красных тонах, свидетельствует о мастерстве художника в печати на дереве и изображает смену времен года и времени.

Гюстав Курбе, «Осенний лес», 1841 г.
Гюстав Курбе, «Осенний лес», 1841 г.

Гюстав Курбе (1819–1877), известный французский художник-реалист, произвел фурор, выставив серию картин на Парижском салоне 1850–1851 годов. В работах были изображены рабочие и другие мотивы из его родного Орнана, которые бросали вызов жанровым стандартам того времени.

Хотя Курбе известен своим реализмом, в начале своей карьеры Курбе вдохновлялся работами старых мастеров, и это влияние заметно в «Осеннем лесу». Созданная до его реалистических шедевров, картина больше опирается на атмосферное изображение осени, чем на ее реалистическое изображение.

Джон Эверетт Милле, «Осенние листья», 1855–1856 гг.
Джон Эверетт Милле, «Осенние листья», 1855–1856 гг.

Хотя в то время «Осенние листья» Джона Эверетта Милле считалась идеальной картиной без сюжета, позже эта работа была интерпретирована как представление быстротечности жизни и красоты.

Вечернюю атмосферу картины критик Джон Рёскин охарактеризовал как «первый образец идеально написанных сумерек», а художник заявил позже, что его целью было пробудить «глубочайшее религиозное размышление» через изображение горящих листьев (хотя в на картине виден только дым). Независимо от намерения, работа является еще одним идеальным изображением осени.

Клод Моне «Осень на Сене в Аржантее», 1873 г.
Клод Моне «Осень на Сене в Аржантее», 1873 г.

Вскоре после прибытия в Париж в 1871 году Клод Моне нарисовал эту сцену Сены недалеко от деревни Аржантёй, с крошечной лодки, которую он превратил в плавучую студию. На картине виден Шато Мишле, а также другие известные здания этого региона.

Признанная принадлежностью к высокому периоду импрессионизма из-за тонких мазков, картина передает цвета и эмоции осеннего сезона, а техника Моне стирает границы между пейзажем и водой.

Винсент Ван Гог, Сад госпиталя Святого Павла («Листопад»), 1889 г.
Винсент Ван Гог, Сад госпиталя Святого Павла («Листопад»), 1889 г.

В 1889 году, вдохновленный большим садом больницы, в которой он лечился, Винсент Ван Гог нарисовал этот образ осенних мечтаний, который он позже назвал листопадом.

Осенняя атмосфера передается через цвета и развевающиеся на ветру листья. Выбрав более высокую точку обзора, Ван Гог решил следовать композиционным приемам своих друзей Эмиля Бернара и Поля Гогена и японским гравюрам.

Хельмер Осслунд, осень 1907 г.
Хельмер Осслунд, осень 1907 г.

Хельмер Осслунд был шведским художником из творческой семьи. Его отец, Даниэль, тоже был художником, как и его брат Элис, а его сестра Фрида была писательницей. Осслунд специализировался на мотивах из Лапландии и часто рисовал на жиронепроницаемой бумаге.

Осенью он нарисовал горный мотив из Северной Швеции, популярный источник сюжетов около 1900 года. В то же время в стране шло промышленное развитие, и пейзаж стал национальным достоянием.

Здесь осенний пейзаж показан с низкой перспективы, навеянной японскими гравюрами.

Эгон Шиле, «Четыре дерева», 1917 г.
Эгон Шиле, «Четыре дерева», 1917 г.

Взгляд сосредотачивается на заходящем солнце на заднем плане, в то время как деревья равномерно точечны на переднем плане. Контраст между светлыми и темными областями был популярной техникой, используемой Шиле, которую он часто использовал для представления эмоционально заряженных сцен.

Деревья интерпретируются как личное размышление художника о том, каким он видел себя по отношению к другим.

Джексон Поллок - Осенний ритм (номер 30), 1950 г.
Джексон Поллок - Осенний ритм (номер 30), 1950 г.

Эта картина Джексона Поллока показывает, что осенние мотивы не обязательно должны быть представлены в реалистичной манере, чтобы передать настроение и атмосферу времени года.

Работа, принадлежащая его знаменитой серии «капельных» картин, была приобретена Метрополитен-музеем в Нью-Йорке в 1957 году, всего через год после смерти художника, что свидетельствует о том, что его искусство быстро вошло в искусствоведческий канон.

Революционная в технике картина также основана на мурализме 1930-х годов, в том числе на работах Томаса Харта Бентона, таких как «Америка сегодня» и Дэвида Альфаро Сикейроса. Поллок какое-то время работал вместе с этими художниками, заявив в какой-то момент в 1947 году, что намерен писать картины, которые «будут функционировать между мольбертом и фреской… тенденция современного чувства — к настенной картине или фреске».