Главная цель, которая стояла перед воспитателями наследников престола, - научить будущего царя управлять государством и понимать уровень своей ответственности. В рамках этих задач будущие государи изучали военное дело, языки, философию и естественные науки, а также осваивали практические навыки работы в мастерских и на земле, чтобы не понаслышке представлять себе, каким образом и какой ценой решаются поставленные верховной властью задачи.
Пётр I
Обучение будущего царя-реформатора началось с самого раннего возраста, едва он начал ходить. Уже в годик ему кроме игрушек давали разглядывать книжку с картинками на темы быта. В пять лет обучением будущего царя занялся специально проэкзаменованный дьяк Пётр Зотов, который научил мальчика грамоте и познакомил с духовными книгами.
Когда Пётр заинтересовался измерительными приборами и попросил научить его пользоваться астролябией, пришло время познакомить его с голландским купцом Францем Тиммерманом, преподавшем наследнику основы математики, геометрию, фортификацию и кораблестроение.
Увлечение Петра реставрацией старинной лодки, найденной в Измайлово, привело в итоге к созданию российского флота, поскольку Тиммерман организовал для наследника поездку на Амстердамские верфи.
Военное искусство в теории и на практике Пётр изучал под руководством шотландца Патрика Гордона и швейцарца Франца Лефорта.
Павел I
Для сына Екатерины II его главный воспитатель - дипломат Никита Панин - сам подбирал учителей, в надежде вырастить просвещённого монарха, разбирающегося в политике, экономике, искусстве, истории и философии.
Закон Божий Павел изучал под руководством митрополита Московского и Коломенского Платона, геометрию и математику преподавал Семён Порошин, а игру на клавесине - итальянский композитор Манфредини.
Современники отмечали свободное владение великого князя несколькими иностранными языками и информированность в сфере истории, географии и математики. Кроме того, императрица предоставила Павлу хорошую библиотеку, надеясь привить ему вкус к произведениям Вольтера.
Александр I
Воспитанием внуков императрица Екатерина Великая руководила лично. Она стремилась воспитать будущего императора Александра и великого князя Константина в соответствии с взглядами английского философа Джона Локка, считавшего, что на формирование личности ребёнка сильно влияет среда, в которой он растёт.
Императрица составила для внуков специальную азбуку, где содержались статьи о науках и нравственных ценностях, сопровождающиеся цитатами из древних философов и народными пословицами. Руководил обучением юношей личный секретарь императрицы.
Один из наставников, преподаватель французского языка Лагарп, разработал общий план обучения, который понравился царице, после чего в течение 10 лет он занимался программой обучения царевичей, уделяя большое внимание истории, философии и нравственным идеалам эпохи просвещения.
Кроме того, наследники изучали географию, право и литературу и занимались практическими несложными работами в мастерских и на земле.
Николай I
Младшие сыновья Павла готовились к военной карьере, поэтому их воспитанием занимались больше армейские офицеры, которыми руководил начальник Первого кадетского корпуса Матвей Ламсдорф.
Воспитанников не баловали и даже применяли к ним телесные наказания. Военная подготовка чередовалась с обучением наукам у гражданских преподавателей. Царевичей знакомили с римским и гражданским правом и политической экономией.
Для расширения кругозора юношей отправляли в путешествия за границу, например, в 1814 году они побывали в Париже и присутствовали там при встрече русских войск, а также по родной стране.
Александр II
Не желая для своего сына таких же суровых условий в детстве, какие были у него самого, Николай предоставил воспитание мальчика поэту В. А. Жуковскому.
Жуковский подошёл к своей задаче очень ответственно и, изучив иностранный опыт, составил подробную программу, по которой царевич обучался с 8 до 20 лет. Компанию ему составляли ещё два специально приглашённых мальчика.
Сам Жуковский вёл занятия по русскому языку, физике и химии, известный политический деятель, депутат Михал Сперанский преподавал юриспруденцию и политику, Константин Арсеньев учил географии, истории и статистике, финансист Егор Канкрин давал уроки экономики, а бывший посол России в Великобритании Филипп Бруннов посвящал учеников в тонкости дипломатии.
Николай II
Программа обучения наследника рассчитывалась на 12 лет. Ежедневные занятия проходили с 9 утра до 5 вечера с перерывами на обед, прогулки и занятия спортом. Отец наследника хотел в результате получить не только образованного, но и физически здорового человека.
Преподаватель английского языка у царевичей Карл Хит, по счастливому совпадению оказался любителем спорта. Он сумел привить своим ученикам интерес к верховой езде, плаванию, охоте и рыбалке.
Физическая активность всегда сопутствовала занятиям учеников серьёзными науками, такими как экономика и фортификация, которые молодые люди изучали под руководством лучших специалистов своего времени.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
✅ Полный список звезд, покинувших страну в 2022 году
✅ «Ни ногой!» - Самые отвратительные страны для путешествий
✅ Топ-5 отечественных певиц, на чьи концерты не ходят даже бесплатно