Найти тему
Факториал удачи

Сбербанк, как лидер инноваций

Натолкнулся на исследование Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина по оценки состояния и потенциала нашего банковского сектора при внедрении инновационных продуктов и услуг, так как современный банк, формируя инновационный потенциал, сталкивается с необходимостью не только удерживать конкурентную позицию ориентируясь на клиентуру, но и быстро реагировать на меняющуюся политическую обстановку в мире, инициируя нововведения способные минимизировать негативное влияние санкций на банковский бизнес.

Источник: www.secuteck.ru
Источник: www.secuteck.ru

Хоть исследование касалось всего банковского сектора, но почему упор был сделан на Сбербанк и даже выводы по нему прошлись. Сдаётся мне, что авторы просто по другим банкам не нашли необходимой информации или просто пошли по легкому пути. С другой стороны - можно судить о лидерских качествах на рынке, что удобно оперировать именно Сбером, а не кем-нибудь другим.

Ещё было интересно посмотреть, что из себя всё-таки представляют эти инновации, а не само абстрактное понятие, которым сейчас многие любят щеголять, когда по сути ответить нечего!

Далее тезисно!

Цифровизация банковских процессов в России вызвана следующими факторами:

  • улучшился клиентский опыт по пользованию новыми платформами для взаимодействия с банками;
  • движение банковского сектора в своем развитии в том же русле, что мировой банковский сектор.

Современный этап развития и становления банковской системы России характеризуется сменой классической филиальной модели работы банков на инновационную дистанционную, расширением рынков сбыта банковских услуг и поиском новых инструментов, повышающих их привлекательность.

По мне я бы не стал хоронить филиальную модель банков. Ещё будет служить долго! Так называемая инновационная дистанционка, лично меня начала напрягать при общении с банком ВТБ и Сбера, когда необходимо решить элементарные вещи.

Экономический эффект получаемый в результате внедрения инноваций в банковскую деятельность выражается:

  • в сокращении банковских издержек;
  • увеличении доходности и прибыли банков;
  • ростом клиентской базы;
  • усиление конкурентоспособности банка на финансовом рынке.

Основными особенностями банковских инноваций являются:

  • короткий жизненный цикл инновации;
  • высокая скорость распространения наиболее успешных инноваций банковского бизнеса;
  • минимальные затраты на проведение исследований, связанных с разработкой банковских инноваций;
  • цепной характер инноваций, то есть одна инновация порождает необходимость и возможность создания другой для более полного удовлетворения потребностей клиентов.
Основные виды банковских инноваций
Основные виды банковских инноваций

Основные факторы, влияющие на инновационную деятельность, с точки зрения их происхождения, можно разделить на внешние и внутренние. Схематически это можно представить так

Факторы, влияющие на развитие новых банковских продуктов
Факторы, влияющие на развитие новых банковских продуктов

Основные типы банковских инноваций можно представить таким образом

Основные типы банковских инноваций
Основные типы банковских инноваций

Регуляторными цифровыми технологиями продуктовых инноваций в российской банковской отрасли являются анализ больших массивов данных, машинное обучение, интерфейс прикладного программирования (АРI), облачные технологии, искусственный интеллект, робоэдвайзинг, блокчейн и другие технологии распределенного реестра.

Инновационная деятельность банка имеет циклический характер.

Оценка эффективности банковских инноваций на стадии принятия управленческого решения рассматривается банками по факторам – принципам представленным ниже (см. график).

Факторы-принципы эффективности банковских инноваций
Факторы-принципы эффективности банковских инноваций

Внедрение банковских инноваций банками сопряжено с целым рядом проблем:

  • финансовые проблемы (ограниченные возможности вложений в технологическую инфраструктуру банка, отсутствие достаточных ресурсов для приобретения необходимого объема программных продуктов);
  • технические проблемы (недостаточная для поддержания оперативной обработки информации серверная мощность банков; ограничение возможностей интеграции банков в единую международную банковскую систему по причине санкций, наложенных на банковский сектор со стороны мирового сообщества);
  • проблема обеспечения конфиденциальности и защиты информации клиентов (несовершенство законодательства Российской Федерации в вопросах защиты от несанкционированного доступа к системе; ограничение доступа к разработке банковских продуктов сторонних производителей программного обеспечения, торможение широкого развития аутсорсинга банковского сектора);
  • психологические проблемы (неготовность большого числа клиентов на полную переориентацию банков с банковских филиалов на электронные и мобильные интерфейсы; устойчивые традиции диалога клиентов с банком);
  • нормативные барьеры (законодательные акты ЦБ РФ, направленные на тщательный контроль соблюдения прав клиента (физических и юридических лиц) являясь рамочными условиями, ограничивают инновационную деятельность). Примером может служить закон, дающий ЦБ право требовать от банков участвовать в его Системе быстрых платежей (СБП);
  • кадровые проблемы (отсутствие достаточного количества квалифицированных кадров; опыт работы, низкий уровень инновационного потенциала персонала);
  • стратегические проблемы.

Можно выделить следующие перспективные направления развития банковских инноваций в российском банковском секторе:

  1. Online Cash Management Services («кэш-менеджмент).
  2. Home banking.
  3. Операции с драгоценными металлами (обезличенные металлические счета).
  4. Создание крупных банковских экосистем.
  5. Расширение пакетов услуг связанных с брокерской деятельностью.
  6. Дистанционное оказание банковских услуг.
  7. Взаимодействие банковских электронных систем с новыми платежными системами.
  8. Разработка новых финансовых продуктов, произведенных на стыке банковских и страховых услуг.
  9. Развитие новых механизмов рефинансирования лизинговых операций.
  10. Внедрение в банковскую деятельность гибких методологий разработки (Agile).
  11. Личное налоговое планирование клиентов.
  12. Развитие аутсорсинга, взаимодействия с конкретными компаниями, разрабатывающими новые технологии и способными предоставить банковским учреждениям уникальные перспективные проекты (стартапы).

Основные инновационные продукты и услуги предлагаемые Сбербанком с точки зрения клиентоориентированности, и их положение на рынке.

Основными мерами по внедрению в Сбербанке концепции клиентоориентированности являются:

  1. Расширение продуктовой линейки банковских услуг в соответствии с потребительскими предпочтениями.
  2. Поиск новых подходов в работе с клиентами.
  3. Диверсификация клиентской базы банка.
  4. Создание системы обратной связи и контроля качества обслуживания клиентов посредством опросов и мониторинга.
  5. Создание системы мониторинга рынка с целью выявления и оценки потребностей клиентов в банковских услугах.

Ключевые инновационные внедрения Сбербанка на основе клиентоориентированного подхода за период 2019-2021 гг, а также в области транзакционного банковского бизнеса:

Источник: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
Источник: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина

Основными каналами взаимодействия с клиентами Сбербанка являются:

  1. Офисы обслуживания (офисы для обслуживания физических лиц, корпоративных клиентов, центры ипотечного кредитования, центры персонального обслуживания, офисы самообслуживания).
  2. Цифровые каналы (веб-версия и мобильное приложение, Сбербанк Онлайн, СМС-сервис, «Мобильный банк», сайт Сбербанка, сервис экосистемы).
  3. Устройства самообслуживания (Банкоматы с функциями внесения и/или выдачи наличных, платежные терминалы для проведения наличных и/или безналичных платежей и других операций).
  4. Региональные менеджеры.
  5. «Умные» устройства Сбера (SberBox, SberPortal, телевизоры с виртуальным помощником Сбера и другие «умные» устройства для дома или офиса).

На основе представленных данных можно сделать вывод, что Сбербанк предоставляет наиболее полный спектр услуг транзакционного бизнеса, предоставляя решения целыми бизнес-сегментами в составе корпоративно-инвестиционного блока банка. Финансовые решения, предлагаемые Сбербанком охватывают области от традиционного кредитования до мезонинного и акционерного финансирования, а также хеджирование валютных, процентных и товарных рисков, операции на финансовых рынках с выходом на международные площадки, инвестиционную аналитику и сопровождение сделок.

Основными перспективами в развитии транзакционного бизнеса Сбербанка являются:

  • Выпуск цифровой монеты Sbercoin с фиксированной рублевой стоимостью – цифрового финансового актива (ЦФА).
  • Разработка и внедрение специализированных.
  • Наборов сервисов для популярных отраслей предпринимательской деятельности, например, сферы услуг, транспорта, розничной торговли;
  • В условиях вводимых санкций, необходим поиск решений для брокерских приложений банков для возможности торговать иностранными ценными бумагами, поиск новых платежных систем и системы передачи финансовых сообщений аналогичной системе Swift.

Данные меры позволят ускорить транзакции внутри экосистемы, а также снизить их стоимость, упростить инвестирование, получить новую рыночную нишу и возможность привлечения быстрого капитала для дальнейшего активного роста бизнеса, привлечь новых клиентов и повысить конкурентоспособность банка.

---

Всё что было сказано выше, не является инвестиционной рекомендацией!