.
.
И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю. Пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его (Откр.16:1-2)
.
Поскольку после Вознесения к Небесному престолу Совершителем Божественного Замысла является Чудесный Агнец, — «громкий голос», который звучит из Небесного храма, принадлежит или Ему Самому, или одному из Высших Ангелов, которые возвещают мирозданию Его Святую Волю (сравн. – Откр.5:2; Откр.7:2; Откр.10:1; Откр.12:10; Откр.14:15, Откр.18:1-2; Откр.19:17; Откр.21:3 и т.д.).
Что касается последствий излияния в мир семи чаш последнего гнева, — отрицать возможность буквальных или почти буквальных проявлений по крайней мере некоторых из прорисованных в главе 16 вселенских бедствий нет никаких оснований.
Так, например, проф. Лопухин, допуская и образное понимание обозначенных в Откр.16:1-2 событий, предупреждает от «исключительно образного» понимания первого из семи «последних ударов» следующими словами:
Под этою казнью нельзя понимать только символический образ. Исторический пример подобной же египетской казни ручается за то, что возможно и его повторение в больших размерах. А так как изображаемое событие относится к последнему времени, близкому к окончательному перевороту в мире, то вполне возможны и допустимы особенные и чрезвычайные явления в человеческой жизни и человеческой природе, аналогий которым мы в настоящее время можем и не встречать
.
И, тем не менее, ограничивать происходящее исключительно буквальными смыслами, подразумевая за ними только «увеличение масштаба» тех или иных ветхозаветных событий, было бы неправильно. Поэтому свт. Андрей Кесарийский толкует события главы 16 не буквально, а образно, но уже с оговоркой, что нельзя исключать и буквальных проявлений связанных с семью чашами духовных болезней:
«Фиал», как и чаша, употребляется здесь вместо наказующего действия. Когда он был вылит Ангелом, появились гнойные раны, означающие скорбь, происходящую в сердцах отступников и мучащую их, как бы сердечное нагноение, потому что наказанные Богом посланными язвами не получат никакого облегчения от антихриста, которого они признают за бога. Вероятно также, что и тела их будут поражены от льстивого антихриста и отступника стрелами диавольского обольщения
.
Более того, вполне очевидно, что некоторые последствия семи чаш последнего гнева просто невозможно истолковать буквально. Так, например, поражение престола и царства зверя при пятой чаше, как и «поражение воздуха» при седьмой чаше, не подразумевают, что эти события можно будет наблюдать обычным человеческим зрением, — а при шестой чаше «в реке Евфрат» высыхает вода, а не кровь, что было бы невозможно, если бы при третьей чаше вода в буквальной реке Евфрат действительно превратилась бы в буквальную кровь (т.к. о третьей чаше, которая должна излиться ранее шестой, сказано «Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и сделалась кровь», Откр.16:4).
И даже описание первой из семи язв, допускающее самое буквальное понимание, свидетельствует о том, что сначала поражаются не «физические» человеческие тела, а вся земля, — и только потом это глобальное поражение земли проявляется «отвратительными гнойными ранами» на людях, «имеющих начертание зверя» и «поклоняющихся образу его».
Другими словами, в описаниях каждой из семи чаш последнего гнева упоминаются события, смыслы и содержание которых ни буквальными, ни «приземленными» толкованиями не разрешаются.
Но самое главное, — разделять прорисованные в главе 16 события на образные и буквальные имеет смысл только при условии, что семь последних язв близки к «последнему перевороту в мире» (проф. Лопухин), но сами не являются этим переворотом, оставляя время и возможности для совершения событий, имеющих еще более глобальные смыслы и масштабы.
Однако если «последние язвы» и есть тот самый окончательный переворот мироздания, — очевидно, что все описанное в главе 16 будет происходить совершенно невообразимым для нынешнего человечества образом, а любые попытки «уложить» и «уместить» эти события в видимые и осознаваемые формы изначально обречены на неудачу.
Кроме того, можно отметить, что семь последних язв дополняют и завершают смысловую панораму, связанную с семью небесными трубами, причем завершается эта панорама в полном соответствии с библейскими свидетельствами о первых днях творения. Ведь первая из «окончательных» Божественных язв направлена «на землю», а следующие за ней поражают «море», «реки и источники вод», «солнце» и т.д., так что в итоге «ярость Божья» изливается на весь без исключения тварный мир, стихии которого при первых четырех трубах представлялись тайнозрителю Откровения пораженными «на треть», — а это означает, что последние язвы будут иметь смысл и масштаб, соответствующий временам и событиям сотворения мира (сравн. – Быт.1:1-25).
Более того, последствия излияния «первой чаши» подсказывают воспринимать язвы на «имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его» не обычными «болезнями кожи», но неотъемлемой частью последнего потрясения вселенной, когда через поражение земли поражается сама «земная» человеческая природа (в отличие от греч. πληγή из Откр.15:1, т.е. от «ран» и «ударов» последнего небесного гнева, после первой чаши на людях проявляются «язвы», то есть «нарывы», греч. έλκος, сравн. – 1 Кор.15:47-48).
При этом все священные книги Нового Завета прямо свидетельствуют о том, что, предав своего Спасителя, «мир сей» обрек себя на уничтожение, — а на смену обветшавшему и обреченному миру с неба грядет новая и совершенная реальность (2 Пет.3:13, 1 Ин.3:2, Рим.8:18-21, сравн. — «…се, творю все новое…», Откр.21:5). Так что потрясения от семи чаш последнего гнева и в этом смысле выглядят не «избирательными небесными казнями», но глобальной панорамой полного и окончательного поражения, когда все то, что именуется «стихиями мира», будет разрушено целиком и полностью (сравн. – «…небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят», 2 Пет.3:10-12).
(В этом смысле весьма знаменательно, что каждое последствие излияния в мир «семи последних чаш» с учетом заповедей закона Моисея свидетельствует о неисправимой нечистоте их конечных «адресатов», причем эта ритуальная нечистота через «гнойные язвы» и «кровь» к последнему дню открывается не только в людях, но и в земле, и в море, и в реках, и т.д., наполняя мир целиком и полностью, без остатка.
А это означает, что не только «никто», но и «ничто» из пораженного «семью ударами» ветхого мира не сможет перейти в новую и совершенную вселенную, сравн. – «И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи», Откр.21:27)
Так или иначе, поскольку семь огненных язв поражают все ветхое творение, а открывшийся в это время Небесный храм, наполненный «дымом от славы Божьей», защищает укрывшихся в нем от последнего Божественного гнева, — никакого практического смысла в рассуждениях о том, как будут выглядеть последние язвы для человеческих глаз, которым не посчастливится их увидеть, по сути не остается (как не имеет никакого значения, совершится ли все это за один астрономический час, или за один день, или за несколько дней, или время вообще остановится, так как потрясений такого уровня и масштаба материальный мир долго вмещать не сможет).
.
................................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: «Второй Ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как бы мертвеца...» (Откр.16:3)
Предыдущая статья: Почему никто не сможет войти в Небесный храм, пока не окончатся семь последних язв? (Откр.15:8)
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)
#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю, Откр.16:1 #Первый Ангел вылили чашу на землю и сделались жестокие раны на людях, имеющих начертание зверя, Откр.16:2 #семь чаш последнего гнева семь последних язв Откровение Иоанна