Найти тему
Шпионские страсти

И как с этим бороться?

1906-1914 годы

Российская империя

Проблемы русской контрразведки перед Первой мировой войной заключались в том, что немцы имели в Российской империи серьезные позиции, а их агентура очень часто могла работать почти что легально.

Одним из центров германской разведки в России была гостиница «Астория» в Санкт-Петербурге. Зигфрид Рай, Кацнельбоген и барон Лерхенфельд*, агенты германской разведки, работали в этой гостинице. О них знали, но взять с поличным не могли.

Немцы организовали свой строительный концерн, который принимал заказы на строительство крепостей и других военных объектов Российской армии по ценам более низким, чем их конкуренты. Нетрудно было видеть, что этот концерн несет убытки из-за своих расценок на выполняемые работы. Казалось ясно и понятно, что это не просто так. Но генералы предпочитали экономить деньги, чем разбираться, с какой целью им подсовывают строительный концерн, в котором все административные должности занимают исключительно немцы.

Трубецкой бастион Петропавловской крепости. Место содержания арестованного шпиона-консула барона Лерхенфельда с 26.07.1914 по 02.05.1915.
Трубецкой бастион Петропавловской крепости. Место содержания арестованного шпиона-консула барона Лерхенфельда с 26.07.1914 по 02.05.1915.

Филиалы германского «Электротреста» в России, такие как «Сименс и Хальске», «Сименс – Шуккерт», АЕГ получали заказы от адмиралов на строительство военных кораблей российского флота. Понятно, куда шли копии документации по строительству этих кораблей. И опять высшие военные руководители игнорировали мнение контрразведки.

Обширная шпионская сеть немцев в России финансировалась через банки, в которых было сильнейшее влияние немецкого капитала или работали служащие немцы, - такие как Внешнеторговый банк, Сибирский банк, Петроградский международный банк и Дисконтный банк. И это не говоря о сотнях филиалов банков Германии на территории Российской империи.

В высших аристократических и руководящих кругах империи, куда доступ контрразведчикам был фактически закрыт, было полно лиц, тесно сотрудничавших с германскими разведывательными службами.

Не отставали от немцев и австрийцы, хотя они зачастую действовали более прямолинейно: наводняли Российскую империю коммерсантами, журналистами, представителями торговых и промышленных фирм, туристами, разъезжавших по стране. Не гнушались посылать в эти поездки своих офицеров.

Так по данным русской контрразведки из 30 австрийских офицеров, легально посетивших Россию в 1913 году, шестеро однозначно являлись разведчиками.

В ноябре 1913 года Россию посетили офицеры австрийского Генштаба. Они побывали в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Вильнюсе, Варшаве, местах дислокации штабов приграничных военных округов, посетили Поволжье, Среднюю Азию, Закавказье.

Но контрразведчик могли за ними только наблюдать. Не будешь же задерживать человека, который в ходе своей явно разведывательной поездки не ведёт никаких записей. Всё запоминает, чтобы вернувшись на родину изложить на бумаге.

Вопрос, конечно, риторический. Бороться можно и нужно. Необходима политическая воля руководства и законодательная база. А также жёсткая система наказаний, вплоть до смертной казни.

* В отличие от прочих узников Трубецкого бастиона содержался там в санаторных практически условиях (в домашней одежде, с свободным допуском посетителей, на домашнем питании с неограниченным количеством передач)**

(Источники: Батюшин, Бондаренко, Орлов)