ПИЗГОРАНСКИЙ КРЕСТ.
Когда не знаешь с чего начать, начинай с середины.
***
Группа душманов, из тринадцати человек, сбила "стингером" Ми-8, доставлявший нам бочки с бензином и дизтопливом.
"Духи" стояли и смотрели, как на них летит горящий смерч. Стояли и смотрели, стояли и смотрели... Они запылали, как живые факелы, прямо на наших глазах.
"О, Алля!.." - кричали они. Но Аллах знал, что они знали, что только тот попадет в рай, кто умрет на войне с неверными.
А вот куда попал экипаж вертолета, никто не знает. В то время мы были отлучены искусственно от бога.
Из-за отсутствия топлива на обратную дорогу, было решено слить остатки его с неисправных и плохо зарекомендовавших машин и залить в исправную технику.
Когда мы собрали в одно место сразу семь единиц техники и потом взорвали ее, поступил радиоперехват "духовских" переговоров. В переводе он звучал, примерно, так: "... я хренею с этих русских".
Мы оставили, на память Ахмад Шаху, включенную "Реалию" и навели тем самым штурмовики на "духов", которые сразу же прибыли на место нашей бывшей дислокации. Они не сразу поняли чему обязаны бедой, обрушившейся на их головы. Не сразу! А когда поняли и хотели подойти выключить прибор, то были уничтожены мощным взрывом. "Реалия" это секретный прибор, который устанавливался на самоуничтожение при попытке подойти к нему!
Мы двигались в Руху.
А начиналось все с макета на местности, с большой песочницы. А именно с Панджшерского ущелья. Военные топографы отрабатывали свой хлеб...
Сразу после обеда всех командиров и начальников вызвали в штаб. Командир полка поставил задачу, а начальник штаба зачитал приказ.
Панджшерское ущелье пересекает Пизгоранское ущелье, образуя тем самым Пизгоранский крест. Контролировал всю горную систему Гиндукуш Ахмад Шах Масуд.
Перед полком стояла задача преодолеть за три дня 56 километров и захватить этот самый крест, т. е. установить над ним полный контроль.
Параллельно с нами должны были выдвигаться и войска "царандоя", но они даже не двинулись с места. А когда мы уходили в верх по ущелью, то отдавали нам честь, как бы прощаясь навсегда.
Первый танк наехал на радиоуправляемый фугас. Башня, несколько секунд покувыркавшись в воздухе, упала в реку. Погиб механик-водитель рядовой Смирнов. Всю ночь внутри танка продолжал рваться боезапас.
Стало ясно, что вся дорога заминирована.
Командир принял решение отправить всю колесную технику назад в Руху.
Нашли пологий спуск в реку Пандшер и пошли в верх по галечному руслу...
"Духи" просто офигели. В реку же мину не заложишь...
Мы преодолевали позиции противника, ведя огонь из полковых Самоходных артиллерийских установок.
Вниз по реке плыли трупы расстрелянных моджахедов, которые пропустили нас в свою зону ответственности. Ахмад Шах не терпел оправданий и отговорок при невыполнении приказов...
Несмотря на упорное сопротивление, мы к концу третьих суток Захватили Крест и установили по горам посты.
И только в одном месте мы не учли особенности местности. Один из постов, находившийся прямо над нами, можно было атаковать и захватить. Противник этим и воспользовался.
Лейтенант Андрей Шахворостов, с одиннадцатью солдатами, отражал атаку сотни душманов.
Ему послали подмогу, но к нему она подошла только через три часа.
К тому моменту бой перешел в рукопашную. Подошедшие, в последний момент, обстреляли "духов" с тылу из гранатометов. Артнаводчик навел артиллерию и исход боя был решен.
Шахворостов, смертельно раненый, руководил боем до конца.
Андрей всегда выделялся мне для охраны "медицины"...
Война не оставляет места для переживаний.
Как выяснилось впоследствии, вся эта затея с операцией была вызвана тем, что "духи" сбили штурмовик и летчик попал в плен. Самолет был секретный, а летчик сильно осведомленный.
Чтобы вернуть его назад, решено было перекрыть главный путь поступления наркотиков, оружия, рабов, денег и т. д.
Целый месяц мы стояли на Кресте под обстрелом минометов, снайперов. Много раз выдвигались отдельными группами для зачистки, как сейчас говорят, объектов. Несколько раз подвергались попыткам выбить нас с Креста. Но всякий раз мы пресекали эти попытки жесточайшим образом и с земли и с воздуха.
Ахмад Шах пытался создать перевес в живой силе. Но в техническом отношении он был далек от этого.
"Взвод к бою. Рота к бою..." часто звучало на Пизгоранском кресте.
За всю операцию мы потеряли убитыми 36 человек, ранеными до ста пятидесяти.
Все это было в декабре. В горах в это время собачий холод. некоторые раненые умирали от переохлаждения. Все, что могли, это обогревали их у работающих двигателей, расходуя драгоценное топливо...
Да, мы видели там и победу и смерть,
И на все мы готовы с тобою,
Чтобы наших детей никогда и ни где,
Не касался приказ: "Рота к бою..."
А летчик кто? Ради кого это было все затеяно?
Да это Саша Руцкой. И жив остался. И Героя за что-то получил?! И карьеру сделал на солдатских кровях.
31.07.86 года Указом Верховного Совета СССР лейтенанту Шахворостову Андрею Евгеньевичу было присвоено звание Герой Советского Союза (посмертно).
ПОСЛЕСЛОВИЕ...
"Ах, АФГАНЕЦ!"- Люди, не меряйте всех одной меркой.
Мы были разными и тогда, но тогда нас объединяла война. А потом, она же и разъединила.
Она не прошла бесследно для тех и кто воевал, и для тех, кто отсиживался.
Первые не разбогатели "на солдатских кровях", вторые сделали карьеру.
У первых - нервы, у вторых - дивиденды.
Разными мы родились, по разному росли, и по разному воспитывались - поэтому и состоялись все по разному.
Не мешайте нас в одну кучу!
Но есть еще, к большому сожалению, и третьи. И их не мало!
Прямо по ходу набора этой статьи пытаюсь что-то подсчитать, прикинуть, хоть примерно, количество таких... Черт, а как их назвать - не знаю!
Трое или четверо корреспондентов приезжали (это только к нам в полк, и только за год) - автоматически надо приплюсовать из штаба ТуркВо такое же число сопровождающих политотдельцев.
Музыканты... К их чести необходимо заметить, что они не кичатся льготами и подвигами. Да... Но их, как обычно, сопровождали уже не по одному, а целые хвосты и хвостики из сопровождающих, желающих и погреться в лучах чужой славы и подзаработать, и льготы отхватить.
Именно последнее толкало массу к риску, к подвигу перед самим собой. Боялся, а поехал то добровольно! А что на 2-3 дня, - ну кто там будет пересчитывать?! Отметка в паспорте есть?! Вопросы?
Здесь, конечно, есть исключения - Иосиф Давыдович Кобзон и Александр Яковлевич Розенбаум. Они исколесили Афган вдоль и поперек, нередко выступая под обстрелами. ЭТО СВОИ ЛЮДИ!
Виктор Александрович Кучер в своих заметках пишет, что было указание, чтобы все командующие округами посетили Афганистан и понюхали, т. е. обозрели с высоты происходящее. Значит плюсуем сюда десятки адъютантов, замов и их сопровождающих тыловиков.
Гражданские доработчики различной боевой техники, типа наших соседей МАПовцев месяцами, а некоторые умудрялись и годами, просиживали штаны по модулям, подторговывая чем нибудь, типа контрабанды, или спиртным - самогонкой или водкой... Спросите, какой вклад они внесли или вносили? Прочитайте заметки Кучера и поймете, что те же танкисты сами вносили необходимые доработки, защищающие их жизни в технику.
Набегает не одна сотня "героев", которым необходимо предоставить жилую площадь, а у тех, у кого она уже есть, необходимо ее улучшить.
Сейчас необходимо пояснить, что в те, 80-е годы, квартиры давали, действительно давали участникам боевых действий, буквально в считанные месяцы после возвращения офицера с войны. По действующему в те годы Советскому законодательству, вообще нельзя было отправить человека на войну, если его семья не обеспечена жилплощадью.
Бывало, что офицеры получали ордера на квартиры одновременно с направлением в Афган, бывало, что в отпусках, перед отъездом, не успевая их даже обмыть.
Так... Вспомнил... Однажды, на дежурстве, чуть со стула не шваркнулся. На КП заглянул, буквально на минуту, мой бывший преподаватель из Багерово!!!
Оказывается их, т. е. преподавателей, тоже посылали в Афган, чтобы они могли передавать курсантам НАШ опыт. Наверное поэтому я, моего бывшего преподавателя больше не увидел ни разу. Куда он поддевался после КП? Какой опыт он передал?
Он был в возрасте... А семья, наверное, до сих пор пользуется льготами умершего участника боевых действий в Афганистане... Бог ему судья...
Лекторы... Ну это не вымирающее племя доставало нас и там. Их, за две-три краткосрочные поездки, представляли к правительственным наградам. Их, по их желанию, переводили в более престижные, спокойные округа, где они, получив, вне очереди, благоустроенное жилье, спокойно дослуживали до дембеля.
Это же скольких офицеров младшего звена, инвалидов-солдатиков обокрали "воины-интернационалисты" с большими звездами и красивыми лампасами?! Вы думаете им тогда было стыдно? Или сейчас?
Подспудно, и раньше, и тем более сейчас, коробит огульное "Ах, АФГАНЕЦ! Ах, Герой! ". Ну вот и пытаюсь объяснить, что нельзя всех мерить на один аршин.
Ну вот пример ялтинский. Весь город уже знает, что один Видный "Афганец", бряцающий купленными или же себе лично выданными медалями, много лет руководивший ветеранской организацией, судимый за взяточничество, не участвовал и не был даже рядом. И не то страшно, что судим (ошибся - с кем не может случится? ), а то что рядом воняет и кому-то это нравится.
Такие крысы, наверное, есть или были во многих городах. Но рано или поздно, но их "подвигам" приходит конец. Но обидно!
А вот поколение новое, молодое и здоровое, попавшее на войну по блату. Да-да!
По блату! Вы не ослышались.
У кого-то папа "договорился" с военкомом, а у кого-то с компетентными органами о направлении...
Кто - то расписку написал, что занял у работника военкомата нную сумму (чтобы с деньгами служивый не сбежал). Кто-то залог оставил, что расплатиться после возвращения.
Это все добровольно! А еще надо учесть, что необходимо иметь железное здоровье, пройти жесткий отбор, проявить очень большое желание и стремление.
Для чего, спросите Вы? Да баксы заработать. "Дикие гуси" - так это называется во всем мире. Миротворцы под флагом с баксами!
- "А подать сюда статус воина-интернационалиста! Орденок не забыли? Импортный есть, но свой хотелось бы.
Да и льготы не забудьте! Даром, что-ли отстегивал на лапу. "
Моральное разложение, упадок... Как жаль, что общество в мирное время погружается в трясину...
А армия? - спросите Вы. А ее уже нет! Остались потешные полки, президентская охрана и "дикие гуси". Правда!
А как же мы, военные пенсионеры?
Мы выживаем в одиночку. Именно чувство одиночества заставляет напрягать все силы в борьбе за место в жизни. Вот тут и начинаешь ценить себя не прошлые заслуги, а за дела нынешние. Один на один с жизнью! Помогли - значит "патроны подбросили... ". Нет - значит "вертушек не будет"... А жить хочется!
Здесь, на гражданке, как на той войне. Есть снабженцы и врачи, замполиты и генералы, командиры, начальники и подчиненные... Есть герои и есть предатели.
Здесь тоже стреляют, но не всегда убивают. И здесь засады бывают...
Вот у меня, например, почти все знакомые отставники всех родов и видов вооруженных сил. И жизнь, большую ее часть, провел среди них. Одни помогали, вторые равнодушно смотрели, третьи стреляли в спину, а погоны носили и те, и другие...
А помощь, чаще всего, приходила от того, от кого и не ждал вовсе!
Слава Богу, что есть еще те, кто думает, живет по тем же принципам, что и я...
Годовщина
На пирамидках, лопастях, обгоревших капотах
Фамилии тех, кто командовал ротой,
Колонны водил, душманов бомбил
И тех, кто огонь на себя наводил.
В Ялте, возле собора Александра Невского
Есть камень с фамилиями местными.
Там служит молебен отец Адам
За тех, кто в Афгане жизни отдал.
Помянем сегодня мы раз и другой,
И третий - молча. Обычай такой!
Андрею...
Мой друг, ты воевал.
Увидел смерть и море горя.
Как институт? Об этом ты мечтал?
В осколках весь, чего же боле?!
Зарубцевались раны в море.
Слегка нервишки подлечил.
Казалось все. Уже на воле.
И форму на халат сменил.
А ночью будем мы опять в Афгане.
И не куда от этого не деться.
И водкой прополощем раны,
Хотя бы с кожею пришлось раздеться.
https://proza.ru/2015/04/26/486
(Продолжение следует)