Найти тему

Сто лет тому назад...

На несколько дней я погрузилась в мир книгоиздания столетней давности. Но чем дольше и больше я погружалась, тем отчётливей звучало: как же много общего можно найти с нашим современным книгоизданием, как похожи процессы, как потихоньку нарастают такие же проблемы! Да, всё это уже происходит на новом витке развития, своих собственных особенностей и странностей хватает и у издателей XXI века, "но все же, все же, все же…"

Путешествие во времени совершала я вместе с книгой Эраста Кузнецова "Записки книжного мальчика", вышедшей недавно в издательстве "Детское время". Купила сразу, отзывов не ждала, так как у меня есть уже две книги Эраста Давыдовича, оставившие самые замечательные впечатления: о них добавлю немного в конце.

Эраст Кузнецов "Записки книжного мальчика", издательство "Детское время", 2022 год
Эраст Кузнецов "Записки книжного мальчика", издательство "Детское время", 2022 год

Даже из беглого просмотра содержания книги будет понятно, как развивается мысль автора, какие события и люди в центре внимания:

Эраст Кузнецов "Записки книжного мальчика"
Эраст Кузнецов "Записки книжного мальчика"

Начиная читать, я и предположить не могла, как много "наглядного материала" по этой теме я обнаружу в своих закромах. Казалось, ну пара-тройка книг найдётся. На деле же я постоянно шла доставать из шкафа, из тумбочки, со стеллажа то одну, то другую упоминаемую книгу. В "Записках книжного мальчика" есть и некоторые обложки, и развороты книг, но мне всё равно не хватало иллюстративного материала, часто разыскивала какие-то изображения и в интернете, зато погружение в тему прошло по полной!

Эраст Кузнецов называет творчество ленинградских художников детской книги 1920 - 1930-х годов своей "радостью навсегда", темой, которой он остался верен по сей день. Он поэтапно рассматривает, как зарождалась иллюстрированная детская книга, какие издательства существовали в начале XX века, кто внёс вклад (и какой именно) в создание новой книги для детей. Не только хвалит, но и ругает. А затем о ярком периоде подъёма, когда хотелось, чтобы "работа в детской книге как писателя, так и художника из какого-то межеумочного рода деятельности стала высоким и почитаемым родом искусства - таким же как литература, живопись, графика, скульптура и прочее, и даже могла соперничать с ними".

Закончился этот взлёт после выхода статьи 1936 года "О художниках-пачкунах":

Во второй части книги перед нами галерея ленинградских художников 20-30-х годов, о каждом у Эраста Кузнецова есть что рассказать (с некоторыми он был знаком лично). Обязательно он пишет о вкладе художника в развитие детской книги, называет его самые удачные, "прорывные" работы, говорит и о неудачах, основное внимание 20-30-м годам, но кратко пишет он и о том, как сложилась дальнейшая судьба мастера. В галерее размещу несколько книжных разворотов со словами Э. Кузнецова о художниках и их книгах:

Приведу здесь пару важных цитат, которые лучше любых моих рассуждений покажут вам, с каких позиций Эраст Кузнецов судит о творчестве художников детской книги:

Книжная графика это не какие-то картинки, сделанные художником и как-то воспроизведённые кем-то на страницах книги. Её произведения взаимодействуют со всем тем сложным комплексом, которым является книга, - не только с рисунками рядом, на той же странице, но и с другими, на других страницах, а также с обложкой, и с титульным листом, и форзацем (если он есть). Это взаимодействие ощущается в том, как скомпонованы и исполнены эти рисунки, как они располагаются и сочетаются друг с другом на странице (или, точнее, на развороте двух соседних страниц), как сочетаются с расположенными на других страницах, как соотносятся с общим движением по книге (то есть слева направо) – участвуют ли в нём, подчёркивают ли его или противоречат ему, и, наконец, как восприятие этих рисунков соединяется с восприятием авторского текста.

О взаимодействии рисунка и текста:

Иллюстрация не существует сама по себе. Она возникает на основе литературного текста и вольно или невольно с ним непрерывно взаимодействует – и прежде всего, конечно, зрительно – прямо на страницах книги, где она воспроизведена рядом с текстом, а кроме того, в нашем читательском воображении. Вне этого взаимодействия её невозможно ни воспринимать, ни как-то оценивать. Воспринимая её, мы неизбежно так или иначе обращаемся к тексту. Иллюстрация не только овеществляет, делает зримым сказанное в тексте, но уточняет его, вносит в его восприятие новые оттенки, порой даже спорит с ним – во всём этом очень непростой смысл её существования, и существования длительного, меняющегося со временем. Жизнь продолжается, время идёт, меняются наше восприятие и понимание текста. Приходят новые читатели, у них новый взгляд на текст и новое отношение к иллюстрации. Порой возникают и новые иллюстрации к тому же тексту (если он оказывается того достоин), и между ними сами собой завязываются отношения: они спорят друг с другом.

Хотя временами цитировать хотелось бесконечно много (вы видите количество моих закладок в книге), но пусть у читателей будет возможность самим согласиться или не согласиться с автором. Кстати, есть моменты, которые меня озадачивали. Например, вот эти рассуждения о комиксе:

Но моментов, когда хотелось поспорить, было мало. Читать увлекательно! Конечно, какие-то знания у меня уже были по этому периоду развития детской книги, а благодаря "Запискам книжного мальчика" многое теперь в голове систематизировалось. Такую бы книгу ещё и по художникам московским! Главы, которая есть в этом издании, явно не хватает.

Для меня много было открытий в книге. По-новому я взглянула на Владимира Лебедева и его огромнейшую роль в развитии книжной графики. Возможно, мало о нём знала раньше. Особенно о том, как он работал с художниками, как помогал раскрываться, как учил. Если пролистаете галерею, найдёте его любопытные рассуждения:

И ещё одна цитата из книги:

"Художник должен иметь свой роман с жизнью", - любил говорить Лебедев. Иными словами, он должен знать и любить то, что он изображает, то, что совпадает с его природной индивидуальностью, в чём его талант может выказаться с максимальной силой. Знать заинтересованно и досконально, любить пристрастно...

Всё, завершаю рассказ, кого тема заинтересовала, думаю, смог уже понять, насколько книга ему будет полезна. Кстати, я часто вспоминала при чтении книги Даниила Хармса, о которых рассказывала уже вам:

И очень рекомендую вот эти две книги Эраста Кузнецова:

Очень интересный рассказ о жизни художников, об их становлении, развитии, успехах и неудачах. Всё - с огромной любовью к ним, их семьям и их творчеству. Узнаём не только о художнике, но и о человеке!
Очень интересный рассказ о жизни художников, об их становлении, развитии, успехах и неудачах. Всё - с огромной любовью к ним, их семьям и их творчеству. Узнаём не только о художнике, но и о человеке!

Пока читала "Записки книжного мальчика", оказалась в библиотеке на выставке работ четырёх поколений художников Чарушиных. А библиотека носит имя Маршака (о нём в этой книге тоже немало)! А на стене вот такой персонаж:

герой иллюстрации Владимира Лебедева к книге С.Я. Маршака "Мороженое"
герой иллюстрации Владимира Лебедева к книге С.Я. Маршака "Мороженое"

На финал приберегла фразу Эраста Давыдовича Кузнецова, согласна с ней полностью:

…работа для детей, как никакая другая, требует от художника исключительно позитивного восприятия жизни.

Всем хороших книг с замечательными иллюстрациями!