Найти в Дзене

Удивительные приключения Наскаровцев в Ле Мане (1972 Dodge Charger Olympia Beer)

1972 Dodge Charger Olympia Beer в Ле Мане
1972 Dodge Charger Olympia Beer в Ле Мане

Когда в конце 1973 года мировой топливный кризис в одночасье взвинтил цены на топливо, последствия этого события ощутили на себе не только рядовые автомобилисты, но и организаторы автогонок с обеих сторон Атлантики. В частности, крупнейший автомобильный клуб Франции Automobile Club de L’Ouest, занимавшийся организацией ежегодной гонки 24 часа Ле-Мана, к 1976 году начал испытывать серьезные трудности с наличием участников, которых должно быть не менее 55-ти, чтобы гонка состоялась.

1972 Dodge Charger Olympia Beer
1972 Dodge Charger Olympia Beer

Не найдя достаточного количества команд в Европе, французы решили обратить свой взор на Америку, где главными автоспортивными соревнованиями уже давно были гонки стоковых машин, известных как НАСКАР (NASCAR). Представители французского клуба ACO связались с Билом Франсом, владельцем главной наскаровской трассы Daytona International Speedway и организатором NASCAR, и предложили ему создать команду для участия в гонке 24 часа Ле-Мана 1976 года. Как раз в этом году Соединенные Штаты должны были отмечать 200-летний День Независимости, и Билл Франс с удовольствием согласился на предложение французов, посчитав, что нет лучшего способа отпраздновать главный американский юбилей, чем победить европейцев на их же территории.

К середине 70-х гоночные болиды NASCAR хоть и считались стоковыми, но по большому счету уже почти не имели отношения к таковым. Они действительно использовали кузова и некоторые дополнительные кузовные элементы от серийных машин, но на этом сходство и заканчивалось. Разумеется, все наскаровские болиды использовали двигатели V8 под капотами. Именно на брутальную мощь 8-цилиндровых V-образников и решила сделать ставку наскаровская команда Хершела МакГриффа (Hershel McGriff), выбранная Билом Франсом для участия в знаменитой гонке Ле Ман. МакГрифф был наскаровским ветераном, принимавшим участие в этих соревнованиях с самого начала. Он прекрасно понимал, что американские машины не смогут сравниться по управляемости с европейскими чемпионами, такими как Porsche 936, BMW 3.0 CSL или Lancia Stratos. Ведь во время заезда в Ле Мане пилоту приходилось более 20 раз менять передачи лишь в течение одного круга, тогда как наскаровские пилоты могут и за всю гонку не переключаться столько раз.

1972 Dodge Charger Olympia Beer
1972 Dodge Charger Olympia Beer

Команда МакГриффа могла полагаться лишь на мощность, и поэтому её капитан обратился в компанию Precision Engines из Сиэтла, чтобы та модернизировала двигатели для болида 1972 Dodge Charger, подготовленного к участию во французской гонке. В результате МакГрифф получил два невероятно мощных мотора: HEMI V8 со степенью сжатия в 11:1 и Wedge V8, имевший степень сжатия в 13:1. Оба двигателя могли выдавать по 630 лошадиных сил и на прямой заставляли Charger разгоняться до скорости в 345 километров в час. Это были почти недостижимые характеристики для европейских гоночных машин. Спонсором всего этого мероприятия выступила американская пивоварня Olympia Brewing, логотипы которой появились на кузове Чарджера.

1972 Dodge Charger Olympia Beer
1972 Dodge Charger Olympia Beer

Второе пришествие американцев в Ле Ман (первым был Ford GT) наделало немало шума в прессе, и особенно – среди местных жителей, которые никогда не видели столь огромную махину как Charger третьего поколения, чья длина превышала пять метров. Имея в распоряжении два сверхмощных мотора, МакГрифф на полном серьезе рассчитывал на достойные результаты в гонке, если не на победу, то, по крайней мере на место в первой тройке. Однако надеждам этим так и не было суждено сбыться. И дело было ни в неповоротливости Чарджера и даже ни в неопытности пилотов. Проблема заключалась… в единицах изменения.

1972 Dodge Charger Olympia Beer
1972 Dodge Charger Olympia Beer

Двигатели стандартных наскаровсикх машин были приспособлены для использования бензина с октановым числом более 100. Европейские гоночные авто потребляли 93-й бензин. МакГрифф об этом прекрасно знал, и по его просьбе компания Precision Engines из Сиэтла приспособила двигатели V8 для работы на 93-м топливе. Однако оказалось, что американский 93-й бензин того времени и европейский – это совсем не одно и то же. В реальности октановое число европейского бензина марки 93 было ниже, чем у американского 82-го! И это стало смертельной проблемой для двигателей МакГриффа, обладавших огромнейшей по тем временам степенью сжатия. Первый из них сгорел во время квалификационного заезда, не продержавшись и одного круга.

1972 Dodge Charger Olympia Beer
1972 Dodge Charger Olympia Beer

Американцы в срочном порядке попытались уменьшить степень сжатия в оставшемся двигателе, но все что они смогли сделать в полевых условиях без необходимого оборудования, это изменить угол опережения зажигания, обогатить топливную смесь и установить вторую прокладку ГБЦ. Это действительно помогло двигателю продержаться чуть дольше. На 6-километровой прямой Мульсан, самом длинном прямом участке трассы Ле Манс , Charger МакГриффа сумел-таки разогнаться до скорости свыше 300 километров в час, однако двигатель смог выдержать всего четыре круга.

1972 Dodge Charger Olympia Beer
1972 Dodge Charger Olympia Beer

Разочарованный МакГрифф и его ребята вернулись из Франции ни с чем. Но они не стали отчаиваться и использовали «лемановский» Чарджер в национальных гонках в течение еще пяти лет. Затем машина была продана и на долгие годы растворилась в истории.

1972 Dodge Charger Olympia Beer
1972 Dodge Charger Olympia Beer

Однако, в начале 2000-х, она снова всплыла на свет. Она была отреставрирована с максимальной точностью. Новый хозяин даже умудрился отыскать оригинальный двигатель Precision Wedge V8 с гонки 1976 года, который каким-то чудом сохранился в гараже у одного из бывших участников команды МакГрифа. В 2006-м Charger принял участие в ретро-версии 24-часовой гонки Ле Мана, известной под именем Classic Le Mans, где сумел разогнаться до максимальной скорости в 290 километров в час. Как сказал потом пилот, выступивший в Классическом Ле Мане, у Чарджера не было никаких шансов победить в оригинальной гонке, даже если бы его двигатели выдержали. Озаботившись о модификациях двигателей, МакГрифф совершенно позабыл о подвеске, настроенной таким образом, чтобы постоянно проходить левые повороты. Это был фантастический наскаровский болид, но ужасная машина для Ле Мана.

1972 Dodge Charger Olympia Beer
1972 Dodge Charger Olympia Beer