Найти в Дзене

Выбор модели создания стартапа

Оглавление

Коротко: что такое метод развития стартапа Lean и зачем он нужен, модели и принципы метода, как избежать рисков или принцип “бережливого стартапа”.

Стартап действует в условиях чрезвычайной неопределенности, и при запуске это нужно учитывать. На первоначальном этапе стартапу необходимо оставаться гибким, чтобы учиться на ошибках и максимально быстро проверять гипотезы. Поэтому первое время желательно избегать крупных вливаний и затрат. Именно такой подход лежит в основе метода Lean, цель которого помочь предпринимателям повысить шансы стартапа на успех.

Модели и принципы метода Lean

Метод Lean включает в себя несколько принципов и моделей. При изучении этой темы вы точно встретитесь с такими именами как Эрик Райс, Стив Бланк, Александр Остервальдер, Ив Пинье и другие.

Наглядно показано на рисунке.

Три основных принципа создания стартапа по методу Lean:

1. Построение бизнес-модели согласно Алексу Остервальдеру и Иву Пинье

Остервальдер и Пинье в своей книге «Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора» предлагают бизнес-модель "Canvas", которая содержит 9 блоков, описывающих процесс создания ценности и получения прибыли компанией (подробнее в модуле "Создание бизнес-модели". Эта бизнес модель описывает то, каким образом организация создает, поставляет и удерживает ценность.

9 главных блоков, на которые стоит обратить внимание: ключевые  партнёры, ключевые виды деятельности, ключевые ресурсы, структура  издержек, ценностные предложения, взаимоотношения с клиентами, каналы  сбыта, потребительские сегменты, потоки поступления доходов.
9 главных блоков, на которые стоит обратить внимание: ключевые партнёры, ключевые виды деятельности, ключевые ресурсы, структура издержек, ценностные предложения, взаимоотношения с клиентами, каналы сбыта, потребительские сегменты, потоки поступления доходов.

2. Процесс развития потребителей по Стиву Бланку

Процесс развития потребителя (Customer development) — это поэтапное прохождение четырех стадий создания стартапа совместно с потребителями, который при этом минимизирует расход времени, денег и вероятности провала.

Главной отличительной чертой этого метода является тот факт, что  продукт создается в тесном контакте с потребителем и после каждой стадии  тестируется на реальных клиентах, корректируется, учитывая фидбек и так  продолжается пока не приходит успех и продажи. Подробнее в модуле  "Исследование потребителей".
Главной отличительной чертой этого метода является тот факт, что продукт создается в тесном контакте с потребителем и после каждой стадии тестируется на реальных клиентах, корректируется, учитывая фидбек и так продолжается пока не приходит успех и продажи. Подробнее в модуле "Исследование потребителей".

3.“Build-Measure-Learn Feedback Loop” - концепция Эрика Риса

Концепция представляет собой цикл “построить-измерить-изучить”. Сначала автор рекомендует сформулировать гипотезы. Затем построить минимальный работоспособный продукт (minimum viable product, MVP), который призван проверить гипотезы, т.е. фактически поставить эксперимент.

После этого мы берем MVP, идем с ним к потенциальным клиентам, и  получаем от них количественные результаты. Которые должны подтвердить  (или опровергнуть) наше представление о том, правильно ли мы понимаем  устройство мира: нужен ли потребителям продукт. Далее, получив обратную  связь от потребителей мы повторяем цикл заново.
После этого мы берем MVP, идем с ним к потенциальным клиентам, и получаем от них количественные результаты. Которые должны подтвердить (или опровергнуть) наше представление о том, правильно ли мы понимаем устройство мира: нужен ли потребителям продукт. Далее, получив обратную связь от потребителей мы повторяем цикл заново.

Бережливый стартап (Lean startup)

Итак, задача метода Lean startup — помочь предпринимателю избежать риска траты огромных денег и сил ради создания никому ненужного продукта.

В основе подхода бережливый стартап лежит 5 принципов :

  1. Предприниматели есть повсюду. Эрик Рис называет предпринимателем любого, у кого есть стартап. А стартап — это «предприятие, цель которого — разработка новых товаров и услуг в условиях чрезвычайной неопределенности. Это значит, что подход „бережливый стартап“ можно применять в компаниях любого размера, даже на очень крупных предприятиях, в любом секторе и в любой отрасли».
  2. Предпринимательство — это менеджмент. Стартапу нужен менеджмент нового типа, который будет подходить к условиям чрезвычайной неопределенности.
  3. Подтверждение фактами. Задача стартапа — не только производить товары и зарабатывать деньги. Стартапу необходимо непрерывное обучение с применением научного подхода и проверки гипотез опытным путем.
  4. Цикл «создать-оценить-научиться». Его суть: Сначала создать минимально рабочую версию продукта, оценить реакцию потребителей, а потом решить, продолжать идти выбранным курсом или изменить направление.
  5. Учет инноваций. Это то, что обычно называют скучными подробностями. Но учет инноваций необходим для улучшения результатов работы стартапа. Учет инноваций — это система критериев и показателей, которые помогают оценить успех (или неудачу) действий стартапа.Итог

Используйте метод развития стартапа Lean при создании своего стартапа. Он универсален, учит управлять в условиях чрезвычайной неопределенности, основан на проверке гипотез опытным путем и помогает быть в контакте с потребителем и получать фидбек на каждом этапе.

Бизнес-модель Канвас, проблемные интервью и цикл "построить-измерить-изучить" - составляющие концепции "бережливый стартап".