Найти в Дзене
Sapienti sat

Сестринская ошибка: осуждать или защищать?

В 2010 году, в журнале «Медицинская сестра» № 1 была опубликована статья «Внимание: медсестринская ошибка!» - одна из первых, пытающихся привлечь внимание к проблеме. Авторы аргументировали необходимость ее обсуждения в связи с тем, что об ответственности врачей перед пациентами, о врачебных ошибках говорилось много на тот момент, при этом практически не было никаких дискуссий об ответственности медсестер, что противоречило логике, так как они также всегда были участниками лечебного процесса. Не было и самого понятия «медсестринская ошибка». За прошедшие с того момента годы мало, что изменилось. Само понятие до сих пор не определено, сестринские ошибки, если и обсуждаются, то в контексте такой приоритетной темы как качество медицинской помощи. В данной статье мы попытались найти ответы на ряд вопросов: Определена ли концепция «сестринская ошибка»? Почему медсестры ошибаются? Какие ошибки допускают медсестры? Какие мероприятия призваны решить проблему? Можно ли исключить эти ошибки из сестринской практики?

Вопрос номер один: Определена ли концепция «Сестринская ошибка»? Как показало одно из исследований, сам вопрос «Что такое сестринская ошибка?» сразу выявил значительный разброс мнений и понимания данного термина. Абсолютное большинство респондентов назвало «невнимательность», затем идут «ошибки при выполнении работы», «ошибки при выполнении врачебных назначений», близкие позиции занимают положения: «халатность», «ошибка введения лекарственных средств», «состояние пациента ухудшилось». Выводом по данному разделу анкеты является понимание того, что у самих медицинских сестер нет четкого представления о том, что же такое «сестринская ошибка». Это свидетельствует и о недостаточном внимании руководителей медучреждений к проблеме сестринских ошибок и важности их предотвращения. [6]

Вопрос номер два: Почему медсестры ошибаются? Все причины сестринских ошибок условно делят на 4 группы: • технические; • физические; • по неосторожности; • профессиональные. Медсестры ошибаются из-за перегрузок и частых отвлечений. В ходе своей работы медсестры решают большое количество пространственно разбросанных и коротких по времени исполнения задач, испытывая при этом необходимость постоянно отвлекаться на внешние сигналы (телефонные звонки, обращения пациентов, неотложные распоряжения врачей и т. п.) и часто прерывая выполнение задачи. Медсестры ошибаются из-за дефектов информационного обеспечения. Во всем мире проблемой является утрата информации при передаче смен. Мало лечебных учреждений может похвастаться четким регламентом передачи информации от медсестры, сдающей смену, медсестре, принимающей смену.

Большой проблемой является неразборчивый почерк в листе назначений, невнятность информации на многочисленных ярлыках и этикетках. В большинстве больниц не отработаны системы передачи устной информации. В экстренных ситуациях врачи часто отдают устные распоряжения и лишь позже делают записи в истории болезни. Отдельного разговора требуют звуковые сигналы. Современное оборудование имеет звуковые сигналы. В европейских больницах было обнаружено, что персонал не всегда хорошо идентифицирует сигналы, а если этих сигналов слишком много, то отключает их. Существуют «внутренние» причины ошибок, связанные с человеческой природой (медсестра смотрела на упаковку с лидокаином, но не видела, что это не 2% раствор, а 10%, который нельзя использовать для разведения антибиотиков для внутривенного введения), автоматизм действий как причина ошибок. Очень часто, делая что-то привычное и хорошо знакомое, мы отключаем внимание и продолжаем действовать на основе «мышечной памяти», т. е. автоматически. Делая что-то автоматически, мы отключаем свое внимание и в этот момент можем не заметить изменения ситуации, требующего изменения порядка действия. [7] К причинам сестринских ошибок отнесены дефекты образования, низкая правовая и этическая культура медсестер. Не последнюю роль в появлении погрешностей в работе играют стресс, усталость, спешка, т.е. субъективные факторы, которые являются причиной около 10% ошибок. Неправильная организация работы, недостаток опыта, игнорирование пожеланий пациента, недооценка мнения коллег в разных сочетаниях становятся причинами почти каждой выявленной ошибки. [3]

Вопрос номер два: Какие наиболее частые ошибки допускают медсестры? Среди наиболее частых ошибок отмечаются проведение обработки рук не в полном объеме; отсутствие определения целостности упаковки шприца; ошибки при наборе лекарственного вещества из флакона. Кроме этого, ошибкой называют и слабые коммуникативные навыки. Слабость коммуникативных навыков проявлялась в том, что медицинские сестры не проводили психологическую подготовку пациента. Такие ошибки были выявлены в 12% наблюдений среди медицинских сестер приемного отделения с параклиническими подразделениями, в 8% среди медицинских сестер хирургического отделения и в 4% среди медицинского терапевтического отделения. Не озвучен ход выполнения манипуляции в 24% случаев среди медицинских сестер приемного отделения с параклиническими подразделениями, в 12% среди медицинских сестер хирургических отделений и в 9% среди медицинских сестер терапевтических отделений. [2] Медсестры, так же как лабораторный персонал и врачи, играют значительную роль в совершении преаналитических ошибок. Появление даже незначительных ошибок на преаналитическом этапе неизбежно приводит к искажению окончательных результатов. Огромное значение имеют факторы, влияющие на качество результатов анализов и относящиеся к компетенции среднего медицинского персонала. Это – подготовка пациента к исследованиям, методика взятия проб крови и сбора биоматериала, их правильная и своевременная доставка в лабораторию. Однако средний медицинский персонал не придает большого значения влиянию этих факторов. [1] Типичной ошибкой, допускаемой медсестрами на преаналитическом этапе, является взятие крови из вены. Одна из ошибок при этом – неправильное наложение жгута. Вследствие данной ошибки происходит гемоконцентрация (увеличение количества эритроцитов в плазме в связи с уменьшением ее объема), что приводит к изменениям концентрации аналитов в венозной крови; помимо этого, уменьшается скорость поступления крови в пробирку. Другой ошибкой при взятии крови является неправильный порядок смены вакуумных пробирок, в результате чего может произойти контаминация крови реагентом из предыдущей пробирки. К ошибкам на преаналитическом этапе относится также взятие крови для исследования до или после внутривенного вливания коллоидных растворов.

Наиболее типичными ошибками медсестры являются ненадлежащие действия по неосторожности: невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей вследствие легкомысленного или небрежного к ним отношения (должностная халатность). [5]

Вопрос номер четыре: Каким образом можно решить проблему? Ряд проведенных исследований указали на возможные пути решения проблемы. Среди них - следующие: - само- и взаимоконтроль и материальное и иное стимулирование за работу без ошибок; по их мнению, этот показатель должен быть заложен в модель конечных результатов по итогам года; - привлечение наставника, обучающего выполнению манипуляций; - предпочтительным способом уменьшения риска совершения сестринских ошибок респонденты считают работу в паре: опытный специалист – молодой; - обмен мнениями с профессионалами более высокого уровня, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества [3] - проведение тренингов, направленных на развитие коммуникативных навыков среди медицинских сестер; - внедрение методики периодического тестирования; - проведение занятий с привлечением симуляционных классов для отработки практических навыков; - выступление с докладами на утренних конференциях; - проведение ежегодных конкурсов для специалистов со средним медицинским образованием. [2] Чтобы предотвратить в дальнейшем ошибки на преаналитическом этапе, рекомендуется проводить такие мероприятия как внутренний аудит; регистрировать преаналитические ошибки в журнале процедурного кабинета; проводить занятия с процедурными медсестрами, мониторинг знаний среднего медицинского персонала, для чего можно использовать тестовый контроль. Рекомендуется также нормализовать процесс работы медсестер, в том числе и этапы взятия крови. Для этого нужно разработать и внедрить СОП.

Вопрос номер пять: Можно ли уберечься от ошибок? Ответ на этот вопрос мы нашли в работе Мыльниковой И.С. Отвечая на вопросы «Можно ли уберечься от ошибок? Можно ли исключить автоматические действия из трудовой практики?» автор цитирует мнение экспертов: нет, невозможно. Если медсестра совершила ошибку и перепутала упаковки, нужно интересоваться не тем, почему медсестра была невнимательна, а тем, почему упаковка не привлекла ее внимание и медсестра действовала привычно, не заметив изменения. Вопрос заключается в том, согласится ли с данным мнением читатель? ...

Использованная литература

1. Косцова Н.Г., Свиридова Т.Б., Голдина Е.А., Купреева О.А. Контроль качества преаналитического этапа. Медицинская сестра. 2018; 20 (6): 46–52. https://doi.org/10.29296/25879979-2018-06-12

2. Масляков В. В., Смирнова Т. В. и соавт. Мероприятия по повышению эффективности сестринской деятельности военно-медицинских организаций // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2018. №11-12.

3. Матвейчик Т.В. Сестринские ошибки как угроза безопасности пациентов // Медицинская сестра. № 8 2014. С. 45-50

4. Мыльникова И.С. 5. Стороженко О.С., Петрова А.И. Внимание: медсестринская ошибка! // Медицинская сестра. 2010. № 1

5. Стороженко О.С., Петрова А.И. Внимание: медсестринская ошибка! // Медицинская сестра. 2010. № 1

6. Щербинин П.П. Дефекты оказания медицинской помощи: сквозь призму сестринских ошибок // Медицина. 2016. Т. 21, вып. 2.

7. Почему ошибаются медицинские сестры // Медицинские новости. 2015. №10 (253). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pochemu-oshibayutsya-meditsinskie-sestry (дата обращения: 29.10.2020).