Найти тему
Blackwood history

Истории про историю. Социальные лифты средневековья.

Мог ли обычный средневековый крестьянин стать рыцарем? А лордом? Епископом? А может быть даже королем?

Конечно же, да! Со всей ответственностью говорят нам многочисленные источники. И рыцарем, и принцем и королем. Им вторят многочисленные истории из глубин веков, рассказывающие о геройстве простых людей, наградой которым стали земли, рыцарские шпоры и королевская власть.

Те самые шпоры.
Те самые шпоры.

И совершенно неважно, что большая часть этих историй это сказки, а меньшая написана намного позже произошедших событий. Ведь не мог же образоваться весь этот массив источников на пустом месте?

Конечно же, нет! Опровергают их другие, ничуть не менее многочисленные источники. Человеку средневековья, волею судеб родившимся простолюдином, никогда не достигнуть высот власти и не стать даже рыцарем. Шанс этого, не более чем увидеть в субботу после заутрени, летящую на запад свинью.

Правда и тут доказательством выступает художественная литература и научные труды, ровно того же вида что и те, что настроены более оптимистично.

Так как же все было в реальности? А было по-разному.

Трон Карла Великого. Когда ты великий, мишурой можно пренебречь.
Трон Карла Великого. Когда ты великий, мишурой можно пренебречь.

И для начала, необходимо понять, о чем вообще идет речь. А говорим мы с вами, ни много ни мало, о переходе человека из одного средневекового сословия в другое.

Появившиеся
на развалинах Вечного Города "варварские королевства" Европы, хотя и пытались строить свой уклад, перенимая римский опыт государственного строения, тем не менее, в основе своей долгое время оставались, германскими племенами. Точно теми же что были занесены на запад Европы великим потопом "большого переселения народов".

С сословиями в них, в те времена все было очень плохо. Каждый древнегерманец, хранил в дальнем углу щит, топор, дубину или копье, и был готов, в случае необходимости, достать весь этот арсенал, и применить по назначению. Ну, если вдруг случится какая война. А самый сильный и авторитетный человек в племени, будучи избранным военным вождем, командовал этим с позволения сказать ополчением.

Франкское ополчение
Франкское ополчение

Такая универсальность, была крайне удобна, но как оказалось, не то чтобы сильно эффективна. Земледелец, большую часть жизни проведший за плугом, никогда не становился хорошим воином. А славный герой, обычно не мог рассчитывать на мало-мальски приличный урожай.

В общем, эта схема неплохо работала, пока осевшие в Европе германские племена, были собственно племенами. Однако уже к VI веку, когда франки, готы, лангобарды и бургунды стали превращаться в еще небольшие, но вполне уже настоящие государства, стало ясно, что в системе
нужно было что-то менять.

Так появились два первых сословия. "Те, кто пашет" и "те, кто воюет",
крестьяне и профессиональные воины. К ним по мере укрепления христианства в "варварской" Европе, присоединилось и третье сословие, "те, кто молится", то есть священники. И над всем этим возвышались правящие королевские дома, венчая эту все еще не очень устойчивую конструкцию.

Те кто пашет.
Те кто пашет.

После того, как стало понятно кто есть кто, эти самые сословия, начали выяснять как дальше жить и как им друг с другом взаимодействовать, приобретая со временем все более и более привычный для нас вид, и попутно обрастая десятками и сотнями правил и обычаев.

Но погодите, — спросит внимательный читатель, — мы, же начинали про то, можно ли было стать королем? А автор опять рассказывает про Рим и варваров!

Секунду терпения, уже начинаем про самое интересное.

Корона Карла Великого. Но о нем мы расскажем в другой раз.
Корона Карла Великого. Но о нем мы расскажем в другой раз.

Примерно к началу X века в Европе начали складываться правящие дома, просуществовавшие несколько тысячелетий. Конечно же, к началу классического средневековья, многие из них изменились до неузнаваемости, из-за совершенно естественной убыли на полях сражений, потерь в борьбе за власть и прочих заговоров. Некоторые династии, совершенно пропали, как например Каролинги, с которых собственно все и началось по большому счету.

Но как бы там, ни было, самый верхний эшелон власти, стремительно закрывался, отгораживаясь от всех остальных, и уже ко второй половине X века вся земля в Европе была в той или иной степени поделена между королевскими семьями, и
никого лишнего в этих самых семьях больше не ждали. Отныне даже самый знатный дворянин, не имеющий в своих жилах ни капли нужной крови, не мог претендовать на королевскую власть. Не говоря уже обо всех прочих, чьи имена не стоили даже упоминания.

Ладно, хорошо, с королями понятно. Так может можно было
стать воином? Показать себя героически, совершить подвиг, и получить рыцарские шпоры? Ну, в общем-то, это было возможно. Но как говорится, были нюансы.

Рыцарь классический. Одна штука.
Рыцарь классический. Одна штука.

Воинское сословие, переживало точно такие же перемены, что и их сюзерены, высшая знать. После того как большинство европейских стран сформировалось в своих средневековых границах, и начало занимается любимыми человеческими делами, то есть войнами резней и грабежами, всем стало очевидно что каждому государству нужно профессиональное войско.

И воинское сословие начало увеличивается, пока не стало настолько большим, что кормить его стало почти невозможно. Пришлось вводить чрезвычайно прогрессивную на тот момент
феодальную систему хозяйствования.

Но и это особо не помогло. К концу XI века, воинское сословие так же полностью сложилось, и было заполнено настолько, что любому пришлому, пришлось бы конкурировать с младшими родственниками рыцарей и мелких феодалов, составляющих основу войска классического средневековья.

А это пехотное быдло. Его имени никто даже и не вспомнит.
А это пехотное быдло. Его имени никто даже и не вспомнит.

И даже попав в дружину рыцаря или землевладельца, состоящую из простолюдинов, чужак упирался в непреодолимые сословные различия, между рядовыми воинами и благородными командирами. И хотя шансы преодолеть эту границу у него, конечно, были, но настолько микроскопически ничтожные, что проще было бы считать их статпогрешностью и не отвлекаться на подобную ерунду.

Последним социальным лифтом средневековья, было духовное сословие. И тут, надо признать дела обстояли немного лучше. Немного. Совсем чуть-чуть.

С одной стороны, возможность стать монахом, была практически у каждого. Но с другой, лучшее что светило неофиту без денег и связей, это монашеская келья и бесконечная работа на монастырских виноградниках и церковных мастерских, не так чтоб очень сильно отличающаяся от крестьянской доли.

Жизнь монаха непроста.
Жизнь монаха непроста.

Так что же, получается, сказки врут? И совершенно невозможно простолюдину стать кем-то более значимым чем крестьянин изо дня в день, бредущий за бороной?

Ну почему же? Конечно же, можно. Но для этого
начать нужно значительно раньше. И лучше всего веке в VI, ну, в крайнем случае, в VII. Да-да, во времена тех самых «варварских королевств».

Почему так? Да все очень просто. У любого простолюдина решившего стать чем-то большим, в эти славные времена, было бы два чрезвычайно серьезных союзника. Очень небольшое количество населения в Европе и только начинающиеся формироваться сословия.

В эти времена, называемые сейчас "темными веками" было еще решительно непонятно, стоит ли менять пусть и небогатую, но точно позволяющую выжить крестьянскую долю на какую-то иную.

Хочешь стать дружинником? Это возможно! Во времена "варварских королевств" дружины были крайне невелики, и для сколько-нибудь масштабных военных действий, правители земель были вынуждены собирать родовое ополчение, в котором с радостью принимали любого, кто мог держать в руках щит и копье. Набирались такие выборные воины из местных земледельцев и снаряжались всей общиной.

Дружина - большая семья.
Дружина - большая семья.

Община же снаряжала тебя оружием, или деньгами на это оружие. И пускай это были чаще всего лишь щит и копье, но так были вооружены большинство воинов на полях сражений раннего средневековья. А дальше все зависит только от тебя. Ну и немного от твоей военной удачи.
Опасно? Да, конечно же опасно. И сгинуть можно в самом начале пути, словив случайную стрелу в первом же бою. Но есть и плюсы. Именно потому, что опасно,
очередь до горизонта в фирдовое ополчение не выстраивалась. Просто потому, что погибший мужчина, это гарантированная голодная смерть для его семьи. Ведь некому будет обрабатывать землю.

Но зато, можно попасть на глаза местному ярлу или тэну, и занять место в поредевших после сражения рядах его дружины, сразу поднявшись на неодолимую для других высоту. Тут же что главное? Показать себя храбрым, а главное верным. А если тебе можно верить, то ты уже свой, и кем ты был до этого, в принципе неважно.

Дружинники раннего средневековья, в отличие от дружин классического, а тем более позднего средневековья, были практически
семьей, чрезвычайно близкими, пусть не по крови, но по духу. И вождь в ней был не благородным владыкой среди быдла, а скорее отцом большого семейства, с абсолютным авторитетом. И что характерно никакого сословного барьера.

Сила, храбрость и немного удачи. Остальное неважно.
Сила, храбрость и немного удачи. Остальное неважно.

А можно ли было подняться еще выше? Конечно же можно. Дружины той эпохи, легко превращались в небольшие армии, если их вождю благоволила удача. Разумные и удачливые вожди не раз и не два, становились хозяевами земель, узурпируя их, или получая в дар от местного правителя.

И вот тогда, ему самому требовались тэны и ярлы. Храбрые и верные люди, которым можно доверить вершить закон на своей земле. Да, это был непростой путь. Очень опасный, очень небыстрый, с высочайшим шансами встретиться с апостолом Петром на полпути к цели. Но все же, это был реальный шанс.

Хлодвиг, сын военного вождя одного из племен,
объединивший франков в единое государство, ставший королем и заложивший первый камень в основание Империи Запада, может подтвердить это со всей ответственностью. Как, впрочем, и его дружина, ставшая королевским войском.

А кто против, получит копьем в лицо.
А кто против, получит копьем в лицо.

Хотя конечно, это было все же исключение из правил. Стать королем, в течение одной человеческой жизни, даже в те лихие времена было невозможно. Просто потому, что королевская власть, это в первую очередь не власть одного человека, но большой семьи, связанной с окружающими паутиной договоров, общих целей и личных интересов.

Именно так, шаг за шагом, Карл Мартелл, чей прадед был простым священником, дед советником при короле Дагоберте, а он сам "скромным майордомом", фигурой, несомненно, важной, но не имевшей на престол, ни малейших прав, стал королем франков и
основателем династии Императоров Запада.

Сталь этого меча, текучий воск, если сравнивать ее с волей франкских королей
Сталь этого меча, текучий воск, если сравнивать ее с волей франкских королей

Так что, получается, все-таки можно было обычному средневековому крестьянину стать дружинником, рыцарем и королем?

Да, можно. Вот только начинать это делать, нужно было еще его деду, и желательно во времена "варварских королевств". Социальные лифты, обильно смазанные кровью, работали в то время, чудо как хорошо.

Но чем дальше, тем сложнее было простолюдину выбраться за границы своего сословия. Любое движение вверх, практически прекратилось ко времени "крестовых походов", и полностью застопорилось в позднем средневековье.

Что впрочем неудивительно. Все кто хотел стать королем, стали ими еще до "эпохи викингов". А те, кто не стал, наверное, не очень то и хотели, иначе не ждали бы десять веков.

Для чего тут эти монеты? Решительно непонятно.
Для чего тут эти монеты? Решительно непонятно.

Хотя, в принципе, и во времена позднего средневековья, у неблагородного была возможность кардинально изменить свой статус. Но это совсем другая история, про которую я вам, конечно же, расскажу.