Найти тему

Маленькие хитрости (экспозиция, ч. 2)

Первомай, Москва, 2005
Первомай, Москва, 2005

Заканчиваю про экспозицию. Начало здесь.

Вернёмся в экспозиционные настройки. Посмотрим на установки брекетинга, который у меня автоматически отключается после выданной серии. В английской транскрипции он обозначается АЕВ - auto exposure brecketing. А по-русски это автоматическая коррекция экспозиции. А ещё шире: автоматическая съёмка нескольких кадров с разным значением какого-либо параметра (выдержки, диафрагмы, ISO, фокуса, баланса белого, импульса вспышки). Нас интересует сейчас выдержка и диафрагма.

Это вкладка зеркальной Canon EOS 5D M3. Параметры, которые здесь меняются: выдержка и диафрагма.
Это вкладка зеркальной Canon EOS 5D M3. Параметры, которые здесь меняются: выдержка и диафрагма.

A ниже компактная камера Canon Power Shot G5X M2 - у неё настроек меньше, но изменение касается тех же параметров:

 И хотя я практически не пользуюсь брекетингом, но загнал настройки в MY MENU.
И хотя я практически не пользуюсь брекетингом, но загнал настройки в MY MENU.

Почему не пользуюсь? Потому что снимаю RAW-файлы вместе с JPG.

Но для тех, кто снимает только JPG и попадает в сложные экспозиционные условия, брекетинг может быть полезен, если, конечно, есть время выставить соответствующие параметры. Брекетинг это элементарная перестраховка.

В 5D можно установить последовательность, в которой камера будет отрабатывать режимы:

EOS 5D M2.
EOS 5D M2.

«0» означает выбранную вами «правильную» экспозицию; «-» это автоматическая коррекция в минус; «+» - коррекция в плюс.

Почему надо выбирать именно такую последовательность? Дело в том, что камера должна отработать первым тот режим, который вы считаете наиболее верным, чтобы в случае скоротечности сюжета были максимальные шансы его заснять. А дальше должен идти минусовой режим, потому что потери в тенях не так страшны для фотографии, нежели потери в светах - из «тёмного» снимка выжать можно больше, чем из пересвеченного.

Две следующих установки для тех, кто не привык идти к цели лёгкими путями. А в некоторых камерах выбора просто нет, там ставят классический вариант 0-+.

Теперь поставим количество кадров в серии:

Количество кадров в режиме брекетинга устанавливается в зависимости от вашей «творческой» неопределённости - в случае полной уверенности в правильной экспозиции мы делаем один кадр...
Количество кадров в режиме брекетинга устанавливается в зависимости от вашей «творческой» неопределённости - в случае полной уверенности в правильной экспозиции мы делаем один кадр...
В меню этой камеры можно установить АЕВ в две ступени, а компенсацию экспозиции в 5 ступеней в каждую сторону.
В меню этой камеры можно установить АЕВ в две ступени, а компенсацию экспозиции в 5 ступеней в каждую сторону.

Также можно сочетать брекетинг с компенсацией экспозиции:

Брекетинг +/- 1 ступень и компенсация экспозиции 1 ступень в плюс. В данном случае камера сначала отработает экспозицию с поправкой на одну ступень в плюс, потом 0 и затем плюс 2 ступени.
Брекетинг +/- 1 ступень и компенсация экспозиции 1 ступень в плюс. В данном случае камера сначала отработает экспозицию с поправкой на одну ступень в плюс, потом 0 и затем плюс 2 ступени.
Верхний дисплей зеркалки с выставленным брекетингом +/- 1 ступень и компенсацией экспозиции на 2 ступени в плюс.
Верхний дисплей зеркалки с выставленным брекетингом +/- 1 ступень и компенсацией экспозиции на 2 ступени в плюс.

Если при выборе автоотключения поставить «OFF», то все послеследующие кадры камера отрабатывает с брекетингом. «ON» - делается одна серия и камера переходит в обычный режим.

-9

Добавлю соображения про «Безопасный сдвиг» - эта функция доступна только в автоматических режимах и предназначена для коррекции выбранного параметра, если с ним невозможно получить правильную экспозицию.

Так как я ещё не разучился контролировать экспозицию, то автомат безопасного сдвига за мою карьеру ни разу не срабатывал. Но поскольку исключить фотографических ошибок нельзя и чтобы не впадать в гордыню, я поставил на всякий случай сдвиг по ISO, как наиболее безобидный вариант - не хочу, чтобы камера вмешивалась в выдержки и диафрагмы:

-11

Заканчивая тему настроек экспозиции, хочу заверить вас, что самый «интеллектуальный» режим полного автомата (зелёный квадрат, или AUTO, или зелёная «А» в квадрате и т.д.) является самым непредсказуемым режимом съёмки. Но иногда он полезен. Когда? Когда вы внезапно вынуждены сделать снимок неподготовленной головой с неподготовленной камерой.