Найти тему
Тот самый Вобар

Анатолий Бугорский: Человек, засунувший голову в ускоритель частиц

Из всех мест, куда не стоит засовывать голову, работающий ускоритель частиц точно входит в короткий список. Тем не менее, 13 июля 1978 года тридцатишестилетний советский ученый Анатолий Бугорский сделал именно это.

Ускоритель частиц, с которым он работал в Институте физики высоких энергий в городе Протвино, недалеко от Серпухова, вышел из строя. Во всяком случае, именно так казалось со стороны. Чтобы выяснить причину неполадок, Бугорский засунул голову в канал, через который проходит пучок протонов. Бугорский не знал, что ускоритель все еще работал, а сигнальные огни, которые должны были предупредить его об опасности, по какой-то причине были выключены. Как только его голова пересекла невидимый луч протонов, его мозг был поражен. Бугорский не почувствовал боли, но, по его словам, он увидел вспышку «ярче тысячи солнц».

Секция протонного синхротрона У-70 в Институте физики высоких энергий в Протвино. Фото: Сергей Величкин/ТАСС
Секция протонного синхротрона У-70 в Институте физики высоких энергий в Протвино. Фото: Сергей Величкин/ТАСС

Бугорский понял, что попал в протонный пучок, но никому не сказал об этом. Он спокойно завершил свою смену и отправился домой. В ту ночь у него начала опухать левая сторона лица и после бессонной ночи Бугорский решил обратиться к врачам. Его срочно доставили в Москву и поместили в специальную клинику, где лечили пострадавших от радиации.

Радиационная доза, которая прошла через голову Бугорского на входе составила 200 000 рентген, на выходе — 300 000 рентген (больше за счёт рассеяния на материале*). Ни один другой человек никогда не сталкивался с таким сфокусированным лучом излучения такой высокой энергии. Бугорский выжил, потому что это был сфокусированный луч. В отличие от Чернобыля или Хиросимы, где жертвы были пропитаны высокоэнергетическим гамма-излучением с головы до ног, Бугорский перенес удар на небольшую площадь с минимальным рассеянием. Луч вошел через его затылок и вышел через нос. Хотя шрамы на затылке и лице со временем зажили, левая сторона его лица осталась парализованной, он потерял слух на левое ухо. У Бугорского также начались частые приступы судорог. Но его интеллект оставался таким же острым, как и прежде.

Опухшее лицо Анатолия Бугорского после инцидента. На рисунке справа показан путь протонного пучка через его череп
Опухшее лицо Анатолия Бугорского после инцидента. На рисунке справа показан путь протонного пучка через его череп

Бугорский вернулся к работе через 18 месяцев, но пообещал регулярно появляться в московской клинике не реже двух раз в год. Он продолжил заниматься наукой, защитил кандидатскую диссертацию и занимал должность координатора физических экспериментов на протонном синхротроне У-70, где произошел инцидент. Из-за политики Советского Союза по сохранению секретности по вопросам, связанным с ядерной энергетикой, Бугорский не говорил об этом случае более десяти лет. Только после Чернобыльской катастрофы его история стала известна.

Анатолий Бугорский не только выжил, он пережил искалечивший его протонный ускоритель. Распад Советского Союза и экономические изменения в стране истощили государственное финансирование, проект был остановлен и в конечном итоге заброшен. Бугорский до сих пор живет в Протвино. На момент написания этой статьи ему 80 лет.

----------------------

*Так написано в Википедии.