Найти тему

Рисуночный тест Силвер. Диагностика невербального интеллекта у детей и взрослых.

Оглавление

Одной из базовых закономерностей развития человека является гетерохронность — несовпадение времени возникновения и темпов развития различных психических функций. Ни для кого не секрет, что школьник-вундеркинд, в уме решающий задачи для учеников на несколько классов старше, вовсе не обязательно превосходит своих сверстников в эмоциональной или социальной зрелости. Однако в менее очевидных случаях игнорирование данного принципа может препятствовать качественной и эффективной работе психолога. Так интеллект часто исследуется вербальными тестами, изолированное использование которых раскрывает специалисту лишь половину правды. Недостаточная сформированность речевых функций у тестируемых в этом случае может выступать в виде бутылочного горлышка, которое маскирует высокое развитие пространственного и образного мышления.

Рисуночный тест Силвер позволяет проводить диагностику мышления детей и взрослых, очищенного от вербальной составляющей, точно и объективно оценивать когнитивные способности тех, кому тяжело понимать других и быть понятым другими.

-2

Тест разработан американской художницей и арт-терапевтом Роли Силвер, почетным членом Американской арт-терапевтической ассоциации. Он является сравнительно новой методикой и обладает значительными диагностическими возможностями, позволяет проводить оценку как когнитивной, так и эмоциональной сферы, а также проанализировать пространственное мышление, творческие способности, актуальное эмоциональное состояние обследуемого.

В первую очередь, методика рассчитана на диагностику невербального интеллекта и тех когнитивных особенностей, которые при использовании вербальных тестов могут остаться незамеченными. Как утверждает Р. Силвер, «визуальные образы могут служить языком познания, а потому познавательные навыки могут быть оценены как с помощью визуальных, так и вербальных тестов». Данный тест востребован, прежде всего, в тех случаях, когда когнитивные способности маскируются плохим развитием речевой функции, нарушениями слуха или в силу иных причин. Уровень развития визуального мышления может превосходить, и в некоторых случаях весьма значительно, уровень развития речи. Тест Силвер может с успехом использоваться в дифференциальной диагностике олигофрении, задержки психического развития и нижних границ нормы. В то же время, тест учитывает взаимосвязь и взаимовлияние когнитивных и эмоциональных процессов, в связи с чем, он включает два компонента: когнитивный и эмоциональный. Оценка эмоционального компонента позволяет не только уточнить механизмы когнитивных нарушений, но и получить важную дополнительную информацию клинического характера. В частности, оценка эмоционального компонента позволяет проводить диагностику депрессии и маскированной депрессии.

-3

Основная цель создания Рисуночного теста Силвер состояла в том, чтобы иметь инструмент для оценки когнитивных способностей людей, которым тяжело понимать других и быть понятыми другими. Здесь рисунок играет ту же роль, что и речь, являясь при этом первичным каналом восприятия и передачи идей. Тест позволяет решить следующие задачи:

· обходить язык в оценке способности решать концептуальные проблемы;

· обеспечить большую точность в оценке когнитивных способностей и недостатков, которые могут быть незамеченными в вербальных тестах;

· облегчать раннюю идентификацию детей или подростков, подверженных депрессии;

· предоставить пре- и посттест для оценки динамики когнитивного развития или эффективности образовательных или поведенческих программ.

Тест ориентирован на оценку невербального интеллекта. Методика применима для детей от 6 лет и взрослых. Тест эффективно применяется в здравоохранении — для диагностики задержки психического развития; в образовании — для выявления уровня развития невербального интеллекта, творческих способностей и способностей к объемно-геометрическому анализу, прогноза обучаемости; при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми; в психологическом консультировании и психотерапии — для выявления эмоциональных расстройств, в частности, склонности к депрессии, агрессии, суициду.

Адаптация теста на российской выборке проведена под руководством председателя Арт-терапевтической ассоциации, доктора медицинских наук Александра Ивановича Копытина.

-4

Рисуночный тест Силвер построен таким образом, что обеспечивает всестороннюю оценку невербального мышления. Тест включает три основных субтеста:

1. Задание на прогнозирование - позволяет оценить способность испытуемых к восприятию и пониманию отношений горизонтальности-вертикальности, а также к построению пространственных последовательностей.

2. Задание на рисование с натуры - позволяет оценить уровень развития пространственных представлений, в частности, способности воспринимать предметы в определенных пространственных отношениях друг с другом (высота, ширина, глубина).

3. Задание на воображение – позволяет оценить не только когнитивный, но и эмоциональный компонент, творческие способности, активность фантазии, отношение к другим и самому себе (образ «Я»). Задание основано на концепции базисных когнитивных операций, таких, как выбор, комбинирование, представление.

К несомненным достоинствам Рисуночного теста Силвер следует отнести простоту тестирования и возможность как индивидуального, так и группового проведения теста, а также небольшие временные затраты и максимально широкий возрастной диапазон его использования. Оценка результатов тестирования также относительно проста и производится вручную с минимальными временными затратами. В то же время, она требует от специалиста хорошего понимания основных критериев и правил оценки. Освоение процедуры оценки облегчается тем, что в атласе, являющемся приложением к методическому руководству, приводятся многочисленные примеры рисунков и обработанные протоколы.

-5

Методическое руководство, написанное Р. Силвер, переведенное и дополненное А. И. Копытиным, содержит:

· подробное описание процедуры проведения и обработки результатов теста;

· результаты апробации и статистические нормативы, полученные в результате обследования различных категорий зарубежного и российского населения;

· рекомендации автора по развитию творческих способностей, развивающие техники для работы с пространственным мышлением, воображением, образными представлениями и т.д.

Подробнее о Рисуночном тесте Силвер от Компании Иматон

-6