Найти в Дзене
Binary Filosofy/ФИЛОСОФИЯ

БЕЛОСНЕЖКА И ФЕНОМЕН «ПРИСУТСТВИЯ» ХАЙДЕГГЕРА

Имя Мартина Хайдеггера на факультете философии всегда звучало несколько пугающе, отталкивающе, и те смельчаки, бравшиеся за него в курсовой или дипломной работе, вызывали у однокурсников только уважение. Но сегодня мы постараемся немного уменьшить этот страх, рассматривая один из интереснейших аспектов его философии через мультфильм «Белоснежка и семь гномов» студии Дисней.

Кино, само по себе, обладает множеством уникальных возможностей (достойных частного рассмотрения): отражение объективной реальности, и имитация перцептивных (перцепция это вроде восприятия через чувства) действий зрителя, его эмоциональных состояний (радость, грусть, страх) и даже волевых усилий, как и сосредоточение на деталях объекта, работе мышления (с помощью монтажа) и памяти. Это можно обобщить в способность к моделированию актов психики человека, а значит и включении в жизненную среду. Все перечисленное создает тот самый эффект или феномен «присутствия».

Один французский исследова­тель кино К. Мец сказал, что «кино является «искус­ством присутствия».

Хайдеггер был одним из тех философов, анализировавших переживание присутствия.

-2

Справедливости ради нам необходимо заметить (при всех заслугах нашего многоуважаемого), что и в его взгляде есть некоторые соринки, о которых нам необходимо сообщить заранее. У Хайдеггера присутствие толкуется, как феномен (то есть не явление), характеризующийся, как «само-по-себе-себя-кажущее», данное субъекту в принудительном порядке, как нечто самораскрывающееся. Из этого следует, что присутствие дано извне. Бибихин пишет, что Хайдеггер «придает присут­ствию характер реальности, сопоставимой с реальностью объективной, материальной­. Хайдеггер утверждает, что ключевая характеристика нашего присутствия – за­бота». Здесь забота — это то, что обязательно «действует» извне. Но возникает парадокс: если присутствие дано мне извне, то оно не мое, но Хайдеггер уверяет, что оно «всегда мое».

В работах Хайдеггера («Бытие и время») есть так же важные для нас термины в контексте феномена присутствия: состояние «захваченности», «завлеченности», «захваченность стремлением» к объекту психического акта, редуцированность (подвергнутость, поглощенность) субъекта к объекту. Это означает, что в захваченности объектом субъект не осознает себя отдельной реальностью, то есть реален своей причастностью к объекту. Всю эту красоту философскую Хайдеггер называет «падением присутствия» и дает такую характеристику: «Падающая завлеченность обнажает влечение присутствия жить «жизнью мира», в каком оно всякий раз оказывается». Не отделяя себя от объекта субъект становится «встроенным» в него. Таким образом объект субъектирован, представлен субъекту не своими объективными качествами, а субъективными переживаниями и значимостями. Такой тип переживания присутствия привычно оценивается, как «полнота жизни» (чтобы это не значило).

-3

Мы уже поняли (мы, по крайней мере, очень на это рассчитываем)-субъект редуцирован объектам, но важно продолжить эту цепочку умозаключений тем, что для него объекты, так как выступают не объектными качествами, а некими «значимостями», заменены смыслами. И вот эта погруженность в смыслы субъективирует реальность для человека. Так она выражается в эмоционально насыщенном состоянии «захваченности-завлеченности», а значит почти «присутствия».

Ну с Хайдеггером вроде все ясно (смелое заявление), а что с Белоснежкой? Ну по нашим последним наблюдениям живет долго и счастливо с принцем. А если по делу, то самым важным (сейчас, в этом разговоре) инструментом кино является монтаж, который и осуществляет функцию воспроизведения присутствия. Нашему анализу мы подвергнем монтажные стыковки, вызывающие у зрителя психологические микроэффекты. Так же условимся, что в отличие от традиционных видов анализа кино через замысел, сюжет, идейное содержание, наполнение кадров и образы героев, мы намерены рассмотреть психологический смысл структурных построений киновидеоряда. А еще мы отойдем от привычных параметров монтажа: временных пропорций, ритмики, цвета и так далее. (Вот это мы наоправдывались.)

«Захваченность», о которой мы говорили ранее, чисто с технической стороны возможна через построение самих кадров и их очередности, затрагивающей какие-либо компоненты смысловой сферы зрителя. Так создается ожидание чего-то, вызывается интерес, где каждый кадр играет на ожидании и предоставляет либо неожиданное, либо ожидаемое и так циклом. Мы можем это наблюдать в изобретенном Эйзенштейном «монтаже аттракционов» и в «параллельном монтаже». В качестве примера мы рассмотрим первые три кадра классики киноискусства XX века Уолта Диснея «Белоснежка и семь гномов» 1937 г.

Кадр №1
Кадр №1

Первый кадр представляет великолепный сказочный замок, предстающий перед зрителем издалека, дабы создать впечатление величественности и роскошности, и угол наблюдения выстроен так, что зритель словно заглядывает куда-то, во что-то таинственное и интригующее. Так появляется ожидание чудесного и вот в этом нереальном «там» наступит подлинная жизнь, на которую нам будет дозволено взглянуть. Мы идентифицируем это, как переживание «захваченности», о котором говорил Хайдеггер.

Кадр №2
Кадр №2

Второй кадр выполняет роль переходного, промежуточного и осуществляет еще больший «захват» вовлеченности зрителя, погружение его в «ту» реальность. Здесь замок уже приближен к взору и как бы к нам. Создается ощущение, что вот-вот это таинственное станет явным и сказка распахнёт свои сказочные объятия.

Кадр №3
Кадр №3

Третий кадр, по сравнению с предыдущими двумя, сильно отличается и даже идет вразрез уже заданному романтичному флеру, и поэтому срабатывает эффект неожиданности. Появляется пугающая фигура королевы. Она и окрашена все той же интригующей загадочностью, и раскрывает тайну замка, и разрушает ожидания. Такого рода монтажные построения, играя со зрителем, вызывают состояние «хронического не-до-присутствия».

Эффект постоянного разворачивания состояния «не-до-присутствия» искусственно подстегивает нужду и ожидание зрителя следующего кадра, которые в крайних формах характеризуется фанатичной захваченностью, прикрытой покровом романтики для субъекта.

! Считаем крайне невежественным не сказать о кандидате психологических наук Михаиле Ивановиче Яновском и его труде «Формы переживания присутствия и способы их восприятия в киномонтаже» 2017 г., на котором и был основан этот материал.