Жестокость правящих династий порой поражает. Романовы не исключение. Историю пишут не только историки, но и влиятельные персоны государства, которые беззастенчиво стирают события, да и неугодных личностей тоже.
По документам официальной русской истории восемнадцатого века, при императрице Елизавете Петровне возник пробел во времени, целый год. Получалось, что после смерти Анны Иоанновны в 1740 году, властвовать сразу начала Елизавета Петровна, но власть Елизавета захватила с помощью преданных гвардейцев только 25 ноября 1741 года. Тут возникает вопрос: Кто же правил Российским государством в течении целого года? И зачем Елизавете надо было захватывать власть силой, если императрицы Анны Иоанновны не было на этом свете уже как целый год?
Для русского народа тайна была вовсе и не тайной. И как часто бывает, появились сказки и легенды о «царевиче Иванушке», которого держали взаперти за семью рвами, семью замками в каменной башне и в железных оковах. Страдал так Иванушка конечно за народ, да за веру старую.
Началась эта история с императрицы Анны Иоанновны, которая была дочерью старшего брата Петра I, царя Иоанна Алексеевича. Анна Иоанновна правила страной 10 лет, назвать эти годы годами процветания России сложно, скорее это было время развала российской государственности. На российский престол Анна Иоанновна вступила бездетной вдовой и совершенно неподготовленной. Управление делами огромной империи доверила своему фавориту Эрнсту Бирону.
Когда Анна Леопольдовна, племянница императрицы, родила сына от мужа принца Антона-Ульрих Брауншвейг-Беверского радости Анны Иоанновны не было предела. Уж очень ей не хотелось , чтобы «отродье Петра I и лифляндской портомои» правило государством.
Анна Леопольдовна была дочерью сестры императрицы, ее мать умерла рано и девушка воспитывалась тёткой. Анна Иоанновна желала власть сохранить за потомками своего отца Ивана V .
Сын племянницы императрицы и принца Антона-Ульриха родился 12 августа 1740 года. Бездетная Анна Иоанновна рождение наследника отпраздновала торжественным молебном во всех церквях России.
Согласно завещанию, младенец двух месяцев от роду стал императором после смерти своей двоюродной бабки. Регентом до совершеннолетия императора был назначен давний фаворит императрицы Бирон.
Регента Бирона одинаково ненавидели как русские так и немцы. Бирона свергли и отправили в ссылку. Новым регентом императора была объявлена его мать Анна Леопольдовна.
25 ноября 1741 года Елизавета Петровна «дщерь Петра» совершила государственный переворот, мятежные гвардейцы арестовали мать, отца и младенца- императора. «Брауншвейгская семья» по указу императрицы была отравлена в ссылку. Повезли на Соловки, но из-за погоды не доехали и решили поселить арестантов в Холмогорах. Иван по указу императрицы теперь назывался Григорием и был разлучен с родителями.
Трагично сложилась судьба Иоанна VI, когда-то под громкое «УРА» его показывали народу, а высочайшие чины государства с умилением целовали малютке ножку. И вот прошел всего год , ребенок превратился в арестанта, причем скрываемого от внешнего мира .
Экс –император жил в комнате-камере без окон. Содержали его строго. Войти к нему могли только солдаты караула. Ребенок рос совершенно изолированным от мира, он никогда не видел деревьев, цветов, животных, у него не было игрушек, его образованием никто не занимался. Только ночью, раз в неделю его выводили в баню.
Елизавета Петровна приказа убить «Григория» никогда не давала, но вероятно страстно желала этого. В восемь лет мальчик заболел оспой, охрана пыталась вызвать к больному доктора, но последовал указ: докторов к больному не допускать! Иван выжил и поборол болезнь, может и от того, что докторов как раз рядом не было.
Когда Ивану исполнилось 16 лет, его перевели в Шлиссельбургскую крепость и содержание стало еще более строгим. Никому не разрешалось разговорить с заключенным, а когда приходили слуги убирать помещение, Григория заводили за ширму. Окна были замазаны, в камере светильники горели днем и ночью. Изоляция от мира и от жизни. Его не убивали, но и жить не давали.
Монеты с изображением императора Ивана VI , были изъяты из обращения. Были уничтожены документы, портреты. Память о Иване Антоновиче тщательно уничтожали.
Иван-Григорий навряд ли догадывался, что его существование не давало покоя не только Елизавете Петровне. Петра III, взошедшего на престол в 1761 году, также беспокоило наличие узника. И Екатерине II, ставшей императрицей после свержения мужа, существование экс-императора не давало спокойно спать по ночам.
И все они непременно желали увидеть таинственного пленника. Его посещала Елизавета Петровна, переодетая в мужской костюм. В марте 1762 года император Петр III инкогнито отправился в камеру заключенного и вел с ним беседу. Этот разговор очень удивил императора, оказалось, что узник помнит и знает, что он никакой ни Григорий, а принц или император. А все то думали, что он сумасшедший.
Екатерина II всегда помнила, что к власти она пришла не вполне законным путем. Воистину Великая, отняла трон у мужа, затем у сына, который должен был стать императором достигнув 16 лет. Попутно уничтожив всех, кто мог претендовать на ее власть. Проблема Шлиссельбургского узника, гниющего в сырой крепости, досталась ей в наследство от свергнутого ей мужа.
Эта женщина никогда ничего не забывала и ничего не откладывала на потом. А тут еще в гвардии получила распространение шутка, что никогда в России не жили при трех императорах одновременно: один сидит в Шлиссельбурге, другой в Ропше, а третья – в Зимнем. Разобраться с мужем ей помогли братья Орловы, а вот как поступить с Иваном-Григорием, Екатерине Алексеевне предстояло подумать.
В крепости находился законный император, которого многие хотели бы видеть на троне. И движимая любопытством императрица отправляется в Шлиссельбургскую крепость навестить узника. Человек проведший двадцать лет в заточении представлял собой жалкое зрелище. Его держали как дикого зверя в клетке, за непослушание сажали на цепь. Впечатление на Екатерину он произвел тягостное, Иван сильно заикался, был косноязычен и почти лишен разума. А что можно ожидать от человека, чья жизнь прошла в изоляции, человека, который никогда не видел солнечного света и не знал заботы близких.
Пока был в жив «Григорий», для Екатерины он был угрозой. В России на всех угодить невозможно, вдруг кому-то придет в голову освободить и возвести на престол законного императора.
Побег из крепости был невозможен. Ни одному заключённому не удалось его совершить. А тут, вскоре после посещения крепости Екатериной II, явился неизвестный офицер с вооруженными помощниками и завязался бой с охраной. Два конвоира бросились в камеру к арестанту. И как написано в следственных документах:
«… напали с обнаженными шпагами на несчастного принца, который к этому времени проснулся от шума и вскочил с постели. Он защищался от их ударов и, хотя был ранен в руку, но сломал одному из них шпагу; тогда, не имея никакого оружия и почти совершенно нагой, он продолжал сильно сопротивляться, пока, наконец, они его не одолели и не изранили во многих местах. Тут он был окончательно умерщвлен одним из офицеров, который проколол его насквозь сзади».
Это произошло в ночь на 6 июля 1764 года. Офицером- освободителем был охранник крепости поручик Василий Яковлевич Мирович. Подбил солдат на бунт и пытался освободить узника. После убийства охраной экс-императора, освобождать было некого, Мирович сдался и был арестован. Началось следствие.
В организации «освобождения» чувствуется рука Екатерины. Даже полубезумный, заточенный в тюрьму Иван-Григорий был опасен. Нет человека, нет проблемы. Вот тут и подвернулся честолюбивый поручик Василий Мирович, который собирался освободить Ивана, отвезти его в Петербург и поднять мятеж. Скорее всего он стал жертвой провокации, пешкой в спланированном преступлении. Когда судили Мировича, судьи задались вопросом: «Как могли офицеры охраны пролить царскую кровь? Как посмели?»
У охранников была тайная инструкция, приказывающая умертвить пленника в случае попытки его освобождения. Надо отдать должное Екатерине Алексеевне, охранников не осудили, казнили только Мировича.
Где покоятся останки Ивана VI неизвестно. Вероятно, где-то среди развалин крепости. Так закончилась история мученика. Царствование Ивана VI продолжалось всего один год и шестнадцать дней, а затем двадцать три года тюремного заключения, где он был лишен не только свободы и возможности вести человеческую жизнь, но и собственного имени.