Если убрать весь свет во вселенной, то цвета не будет. Ибо свет = цвет. Если исключить весь исторический опыт, то не будет смыслов цвета, с которыми мы живем и работаем.
Нам кажется, что цвета "вызывают" у нас чувства и эмоции, влияют на поступки, поэтому приписываем им некие значения. На самом деле чувства возникают в ответ на сложившиеся за тысячелетия существования культуры стереотипы значений.
Смыслы цвета рождаются в культуре. Их источник - мыслящий мир человек. В каждую эпоху, у каждого народа складывались свои системы смыслов цвета - культурные палитры.
Начало истории цвета тут. Черный. Красный. Желтый. Зеленый. Синий. Фиолетовый. Белый.
Сегодня речь о белом в Средние века и Ренессансе
Очередная трансформация смыслов белого цвета произошла в Европе в эпоху Средневековья в связи с принятием христианства. Основные смыслы европейской культурной палитры теперь были основаны на христианских догмах, Священном Писании и текстах ведущих авторитетов церкви.
Значения белого сконцентрировались вокруг главных этических идей христианства – духовности, святости, чистоты, беспристрастия, благородства и сострадания.
Цвет стал атрибутом таинств – крещения, причащения и торжественных церемониям освещения.
Белые одеяния, украшения храма и цветы предписывалось также использовать на всех христианских праздниках – Рождестве, Пасхе, Вознесении, Троице, а также праздниках в честь святых, не умерших мученической смертью (для них был предназначен красный).
Атрибуции белого проявились в связи его значений с образом Девы Марии: ее невинность олицетворяло белое платье невесты при совершении таинства венчания. Белую лилию и розу тоже отнесли к обозначению Богородицы.
Папа Иннокентий III (около 1200 г.) и вовсе утвердил своим указом белый "официальным" цветом чистоты и непорочности Богородицы, преклонении перед ее целомудрием. Позднее, белый перенесли в книжную миниатюру в качестве этой же метафоры - невинности Девы Марии. Так, например, изображение юноши или девушки в белом указывало на их непорочность и чистоту любви.
В иконописном каноне раннего Средневековья белый был гораздо большим, чем цветом Девы Марии. Эта сложность символики цветов была связана с представлениями о том, что икона - не доска и краски, а ипостась Бога, способ прийти к человеку. То есть согласно идее о создании эталонных икон, они писались не цветом, а светом Духа Божьего – поэтому икону понимали как свет Бога.
Образы Троицы писали с обилием белого.
А далее в иконописный канон добавились нюансы духовной "подсветки": крылья ангелов, кайму одежды, мантии праведников.
В мистике средневековья у белого тоже была своя роль. Для алхимиков он был цветом могучей природы, ее стихий, а не светом христианства. Картина культурного видения цвета в алхимии противоположна христианской и практична: не белый, а черный стоит во главе мироздания. Черный цвет для ученого-алхимика – источник и начало цветообразования, своеобразного метафизического материализма. Черный - первовещество, "квант вселенной".
Белый служил указателем для других алхимических скрытых от профанов символов – обозначал запад, серебро, жемчуг, женское, девичье, лилии, саламандру, а также идеи чистоты, невинности и мудрости.
В иных мистических течениях, например оккультизме, белому нашлось место в качестве маркера добра. Так, магию стали называть «белой», если она несла благо человеку. Белая магия выступила синонимом «доброго волшебства», обращающегося к природе.
В других, возникших позднее, тайных оккультных обществах – карбонариев и масонов - белый тоже любили. Он символизировал чистоту помыслов братьев.
В эпоху Ренессанса белый обрел новые смыслы. Так, в начале Возрождения он считался визуализацией торжества: многие европейские монархи носили его в особо значимых случаях. Например, Маргарита Валуа и ее супруг Генрих Наваррский/Генрих IV Французский на своей свадьбе. Многие историки, современные им, описывали блеск белого атласа, в который были одеты молодожены.
Снижение дороговизны белой ткани сделало цвет доступным для более широких слоев – в университетах Падуи и Болоньи его стали носить приверженцы гуманитарных наук.
В культуре Нового времени семантика данного цвета сдвинулась в сторону негативных значений. Им стали отмечать склонность к обморокам, молчание, истощение сил, одиночество, ненависть и жестокость. А также обозначили смерть.
В следующей истории о белом в политике.