Разница в ценах на полках магазинов и в официальных отчетах, которую наблюдают жители ХМАО, обусловлена, прежде всего, несовершенством методики расчета инфляции, а также частичной недостоверностью официальных данных. Такое мнение высказал «Вестнику» финансовый аналитик, кандидат экономических наук Константин Селянин.
Как рассказал «Вестнику» житель Сургута Илья Войнов, траты семейного бюджета на продукты в этом году значительно выросли. По его словам, в целом стандартная продуктовая корзина подорожала приблизительно в полтора раза, из-за чего семье пришлось перейти на продукты более низкого ценового диапазона.
При этом официальные данные говорят об обратном. Например, свинина по сравнению с февралем и мартом подешевела практически на 10 рублей и составила в сентябре, по данным Росстата, 332 рубля, подешевели и яйца до 88 рублей. Курица подорожала на один рубль до 214 рублей. Выросла стоимость только говядины – на порядка 80 рублей на килограмм.
- Жалобы жителей на значительный рост цен по сравнению со статистическими показателями связаны как с сомнениями в достоверности данных Росстата, так и в ущербности методики расчета инфляции, - пояснил Селянин.
Эксперт уточнил, что при расчете инфляции более 1000 товарных позиций разбито по категориям. По методике, траты «усредненного» россиянина распределяются следующим образом: 55% трат идут на продукты, 25% - на обязательные платежи и остаток – на товары длительного пользования.
- Но людей по лекалам Росстата не существует, методика плоха усреднением, - подчеркнул финансовый аналитик.
Например, пояснил Селянин, для пенсионера распределение трат выглядит совершенно другим образом. Порядка 80% своего дохода они тратят на еду и лекарства, потом на ЖКХ, а для товаров длительного пользования – техники, автомобиля и так далее – средств зачастую не остается. Второй пример, это расчет вклада продуктов. Если дорожает соль, отметил эксперт, то это вряд ли будет заметно для жителя, который приобретает соль один-два раза в год и совсем по-другому человек будет ощущать рост стоимости мяса. А при расчете инфляции вклад подорожания любых продуктов – одинаковый. И третий момент, подчеркнул Селянин, - это разница по регионам.
- Инфляция должна рассчитываться отдельно по группам населения и по группам товаров, - заключил финаналитик.
По данным Банка России в ХМАО в сентябре годовая инфляция замедлилась до 8,43%. На пике после объявления СВО она достигала 11,58% в марте (4,82% в феврале). В целом, финансовый регулятор накануне сохранил ключевую ставку на уровне 7,5%. Инфляция по России на конец 2022 года планируется на уровне 12-13%. А в 2023 году, считают в ЦБ РФ, составит 5-7%. Что касается потребительских цен, то в сентябре годовой темп их прироста снизился до 13,7% (после 14,3% в августе).
Подписывайтесь на наш telegram-канал: там только самые важные новости из жизни Сургутского района, Сургута и ХМАО.