Найти тему
Славянский стан

Ушлый дьяк. Как во время Смуты один государственный служащий превратился в казанского государя

Дьяк за работой
Дьяк за работой

Смутные времена всегда были и будут окном возможностей, для людей с авантюрным складом характера. И нередко некоторые из них используют неполадки в стране, для возвышения себя. Так было и с одним казанским дьяком, который на небольшой промежуток времени стал фактическим правителем целого Казанского государства в начале XVII века.

Когда началась чехарда вокруг Лжедмитриев, первый казанский дьяк Никанор Шульгин понял, что наступает его звездный час. Отсутствие легитимной центральной власти, приводит к тому, что на местах приобретает большое значение местные органы самоуправления. Из объектов государственного действия они становятся субъектами таковых.

Так, к примеру, второе ополчение, собираемое нижегородским старостой Кузьмой Мининым для противостояния интервенции и устранения разрухи, из регионального движения превратилось в общероссийское дело.

Однако дьяк Никанор был ловок и хитер, он не спешил занимать ничью сторону, ожидая чья возьмет. Когда был силен Лжедмитрий Второй, он был готов присягнуть ему, когда же начало набирать силу нижегородское ополчение, он решил поддержать его. Причем действовал он умело, и «смутьянов», которые призывали казанцев более активно участвовать в изгнании интервентов и последующем созыве Земского собора для выбора новой династии, он велел хватать и сажать в тюрьму. Зачем ему новая династия, когда вся Свияжская и Казанская земля под ним? При этом он со своим войском ходил по окрестным землям и собирал с местных жителей налог на то, чтобы содержать себя и свои отряды. Причем такой сбор налога носил характер откровенного грабежа.

Именно потому он и приказал вывести сильный казанский отряд из народного ополчения в Ярославле, перед началом похода на Москву, так как лидеры движения, не предложили ему достойного, по его мнению, титула и должности.

Так или иначе, но второе ополчение справилось, без казанских воинов, которых увел Шульгин, и в ноябре 1612 года ляхи были вытравлены из за стен московского кремля.

Однако еще оставался Иван Заруцкий с Мариной Мнишек, которые тоже имели свои виды на московский престол. И для нейтрализации этой угрозы Пожарский с Мининым и обратились к Шульгину. В конце концов казанский дьяк согласился помочь новому правительству, хотя и пришлось его долго уговаривать, но главным доводом для Никанора стала возможность пограбить во имя светлой цели спасения отчизны, селения, находящиеся на пути к войску Заруцкого в районе Арзамаса.

В тоже время в Москве понимали, что после Заруцкого разбираться нужно будет с самим казанским дьяком, на случай если тот, не прислав своих выборщиков на Земский собор откажется признавать власть новой династии.

И они оказались правы, узнав о том, что царем был избран юный Михаил Романов, ушлый дьяк отказался под формальным поводом признавать его власть. Дескать, не может он такие решения принимать, не посоветовавшись с жителями Казани.

Здесь еще следует заметить, что Шульгин не так давно выделил отряд свияжских татар, для помощи против Заруцкого на другой фронт. И там этих самых свияжцев распропагандировали присягнуть молодому Романову.

Затем посланные в Казань эмиссары от московского правительства, в отсутствие в городе Никанора, сумели убедить второго казанского дьяка ослушаться своего начальника и также присягнуть новому царю. Когда же Шульгин возвращался из арзамасского похода, на пути его встретили царские воеводы и сказали ему, что ехать Никанору в Казань больше не нужно, делать ему там нечего. Так ушлый казанский дьяк понял, что его золотой час прошел. Через несколько лет его арестуют и сошлют в Сибирь. Правда там, он сможет относительно неплохо устроиться, впрочем, это уже другая история.

Подписывайтесь на наш канал, в том числе Telegram и Rutube, ставьте лайки если понравилось, делитесь в соцсетях. Мир вашему дому!