Найти тему
Где была, что видела?

Полузаброшенная детская железная дорога Еревана: назад в советское детство

В Ереване есть одно очень атмосферное место, куда стоит сходить, чтобы ощутить дух советского детства - это полузаброшенная детская железная дорога.

Я пишу "полузаброшенная", потому что вроде бы иногда поезд всё-таки ездит, но большую часть времени просто стоит у перрона. Проход на территорию детской железной дороги свободный. На Яндекс картах это место называется "Парк Детская железная дорога":

-2

Пешком добраться можно из центра Еревана по удивительному подземному переходу. Раньше это были два автомобильных тоннеля, но потом один из них перекрыли, и оставили второй только для пешеходов:

-3

Тоннель длинный и выглядит страшновато: в нём пованивает, освещение тусклое и местами отсутствует, все стены расписаны и дует ветер. Особые опасения вызывают стены: они прогнулись внутрь тоннеля, как будто на них давит порода:

Пешеходный тоннель Конд в центре Еревана
Пешеходный тоннель Конд в центре Еревана

Тоннель ведёт к ущелью, где протекает река Раздан. У выхода из тоннеля есть скульптура пантеры, которую я не заметила, а увидела уже только потом, когда пересматривала фотографии :)

Пантера притаилась на скале)
Пантера притаилась на скале)

К детской железной дороге ведёт симпатичная советская лестница, всё вокруг в зелени:

-6

Железную дорогу открыли в 1937 году, и это была одна из первых детских железных дорог в СССР. Первое здание ЖД вокзала Айреник было построено из дерева, а в 1947 году построили сохранившееся до наших дней каменное здание.

Практика детских железных дорог в СССР получила большое развитие. Это позволяло детям со школьных лет в игровой форме понемногу обучаться профессиям, связанным с железными дорогами. Такие дороги в России существуют до сих пор, и дети там, действительно, проходят обучение и сдают экзамены. Летом на таких детских железных дорогах даже можно покататься всем желающим, купив билетик, а весь персонал железной дороги состоит из детей.

Архитекторы создавали красивые и необычные станции для детских железных дорог. В Нижнем Новгороде, например, очень красивый вокзал Горьковской детской железной дороги, похожий на тортик. В Ереване же вокзал похож на сказочный замок.

Современный вокзал 1947 года постройки
Современный вокзал 1947 года постройки

Вокзал, к сожалению, пустует. На второй этаж подняться не удалось, но кому-то, я знаю, посчастливилось найти охранника и попросить открыть дверь на второй этаж. На втором этаже можно выйти на балкон и полюбоваться на железную дорогу сверху.

На стене рядом со станцией нашли вот такой артефакт:

Старое панно с детьми на коньках и лыжах. Не очень понятно, что оно делает в Ереване, и как это связано с железной дорогой)
Старое панно с детьми на коньках и лыжах. Не очень понятно, что оно делает в Ереване, и как это связано с железной дорогой)

Уникальность станции ещё в том, что она построена над водой: под станцией протекает Арташатский канал. В здании предусмотрены очень красивые балконы, нависающие над каналом:

Балконы вокзала: на 1 этаже над водой, и на 2 этаже.
Балконы вокзала: на 1 этаже над водой, и на 2 этаже.

Обычно детские железные дороги делают узкоколейными. В Ереване это тоже узкоколейка. Подвижной состав представлен в виде 2 поездов: паровоз 1937 года (сейчас он, конечно, не действующий) и более современный тепловоз, который был передан детской железной дороге в 1971 году. В старый паровоз можно залезть и подёргать, покрутить все его рычажки, изучить устройство механизма.

-12

Про паровоз, кстати, непонятно: в Википедии пишут, что он был подарен комсомольцами Ворошиловградского паровозостроительного завода (Ворошиловградом раньше называли Луганск), но на трубе паровоза на табличке чётко написано: "Подольский Крекинго-электровозо строительный завод". Подольск - это Московская область, а Крекинго-электровозостроительным заводом в 1930-е годы назывался нынешний машиностроительный завод "ЗиО Подольск", который в эти годы выпускал узкоколейные паровозы в том числе. Загадка)

Также можно найти совсем заброшенные 2 металлических вагона 1950-х годов. Они, наверно, уже вряд ли будут когда-то использоваться, так как совсем сгнили:

Сейчас детской железной дорогой используются деревянные современные вагоны:

Детство, детство, ты куда бежишь... :)
Детство, детство, ты куда бежишь... :)

По жд путям можно прогуляться, вокруг зелень и тишина. Справа внизу течёт река, слева лес. Протяжённость путей около 2 км.

Над путями в 1956 году построили арку, имитирующую въезд в тоннель, чтобы ученики могли отрабатывать команды, связанные с проездом тоннелей.

Место мне понравилось, и это одна из тех достопримечательностей города, о которой мало где написано. Я обожаю такие полузаброшенные места.

К сожалению, не ясно, что же будет с этой железной дорогой дальше: она больше не выполняет учебные функции, а только иногда работает как аттракцион. Будем надеяться, что когда-нибудь здание вокзала отреставрируют и это будет полноценная достопримечательность, гордость Еревана.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь :)

Спасибо за внимание!