Вы знаете, что у нашей культуры есть коды, которые постоянно расшифровывают историки, учёные и просто люди, которые дорожат своей культурой. Так вот, былины - часть нашего культурного кода, наше наследие, которое не просто расшифровать, но невероятно интересно. Былины — это не сказки и не мифы, а древний героический эпос. Складывая их, сказители брали за основу исторические факты, наделяли героев невероятной силой, добавляли бытовые подробности и радовали слушателей. Былины глубоко повлияли на нашу культуру, а значит, и на каждого из нас. Богатыри смотрят на нас с полотен художников, сюжеты о них ложатся в основу мультиков, на которых растут наши дети. Мы по-прежнему называем силу богатырской, рассказываем истории про Змея Горыныча
и восхищаемся смекалкой, когда встречаемся с ней в реальной жизни. А вообще, я думаю, что, скорее всего, много из того, что до нас дошло, всё-таки было по-настоящему и воспето именно поэтому, а не потому, что выдумано.
В былинах и легендах три богатыря — Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич — часто вместе совершают подвиги. Но, на самом деле, они никогда не встречались. Их разделяли века — Добрыня Никитич жил в X веке, Алеша Попович — в XIII веке, а Илья Муромец — в XII веке. В. М. Васнецов. «Богатыри» (слева направо: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович).
Илья Муромец — самый старший, и даже не совсем человек: в нем есть черты древних титанов. Оттого у него буйный нрав: захочет — сделает добро, а захочет — устроит разнос почище Соловья-разбойника.
Добрыня Никитич появляется в былинах позже. Он не бравирует силой, а старается добиться успеха дипломатическими путями.
Алеша Попович — самый «молодой» из богатырей — тоже отходит от бездумной силы и пользуется хитростью, смекалкой, юмором. Он являет собой отражение нового времени и новых ценностей. Так что и сама триада, и портрет Добрыни — личное творчество Васнецова, не имеющее отношения к подлинным текстам. Но не только богатырей воспевают былины.
Богатырки.
В былинах присутствовали и богатырки. В тексте богатырку называют древним словом «поленица» — та, которая сражается в поле. Настасья Микулишна, сажающая Добрыню себе в карман.
Василиса Микулишна, вызволяющая мужа из темницы.
Настасья Литовская, более искусная в воинском мастерстве, чем ее муж Дунай.
Вы представляете, сколько всего оставили нам наши предки!? Изучать былины — все равно, что раскапывать древнее сокровище. Снимать слой за слоем и каждый раз удивляться новым находкам: языковым, культурным, психологическим. Ну и напоследок расскажу вам одну небольшую былину:
Настасья Королевична — возлюбленная Дуная Ивановича. Богатырь встретился с ней, когда отправился в Литву сватать князю Владимиру королевну Апраксью. Отец Апраксьи, литовский король Данила Манойлович, не отдал дочь сватам, и тогда богатыри увезли ее силой. Вслед за «добывшими невесту» отправилась сестра Настасья. Она ехала в погоню по чисту полю, А скакала на коне богатырском Да по славну раздолью чисту полю; По целой версты конь поскакивал, По колен он в земелюшку угрязывал, Он с земелюшки ножки выхватывал, По сенной купны он земелики вывертывал, За три выстрелы камешки откидывал. Дунай Иванович вступил с удалой поляницей в поединок и вскоре — как это случалось и в других былинах — сделал ей предложение. А Настасья Королевична приняла его. В Киеве отпраздновали две свадьбы. Однако Дунай Иванович с молодой женой недолго прожили вместе. Богатырь как-то похвалился своей удалью, а Настасья Королевична ему возразила: «А ничем-то ведь я не хуже тебя: сила моя есть побольше твоей, а ухваточка моя удалее тебя». Такая фраза задела его честь — и он вызвал жену на поединок. Каждый должен был попасть стрелой в серебряное кольцо на голове соперника. Поляница попала, а вот Дунай Иванович убил жену. Узнав, что она носила в утробе младенца, богатырь от горя вонзил в себя копье. От его крови родилась Дунай-река, а от крови Настасьи Королевичны — река Непра.
Получилось очень сжато, но это всё-таки не лекция, а ответ на вопрос, заданный в названии статьи. На сегодня у меня всё, а Вам хорошего дня.