Найти в Дзене
Рациональное зерно

Как уйти от налогов: уловки английских аристократов

Дворец Somerleyton Hall.
Дворец Somerleyton Hall.

Мы в России, не имея своего дворянства более ста лет, привыкли относиться к европейской аристократии как к пережитку времени. Однако аристократия в Европе, как ни странно, продолжает существовать и даже вполне себе процветает.

Самой «серьезной» считается английская аристократия. Треть британских земель по-прежнему принадлежит аристократии. Большая часть Лондона тоже принадлежит аристократам. Герцог Вестминстерский, например, владеет огромными земельными участками в престижных лондонских районах Мейфэр и Белгравия. Графу Кадогану принадлежат участки на площади Кадоган, улицах Слоун-стрит и Кингз-роуд, маркизу Нортгемптону – 260 акров (100 гектаров) в Кларкенуэлле и Канонбери, баронессе Говард-де-Вальден – большая часть Харли-стрит и Мэрилебон-Хай-стрит. Арендные ставки в этих частях Лондона – одни из самых высоких в мире. Покупая лондонскую недвижимость, вы на самом деле ее не покупаете, а берете в долгосрочную аренду. В некоторых районах Лондона срок этой аренды не может составлять более 35 лет.

Кроме недвижимости огромные доходы приносит земля: сельскохозяйственные площади постоянно растут в цене.

Некоторые из английских аристократов уступили свои дворцы Национальному фонду объектов исторического интереса или другим некоммерческим фондам. Другие продолжают жить в своих родовых поместьях.

Барон Хью Кроссли Сомерлейтон – дворец Somerleyton Hall, построенный в 17 веке.
Барон Хью Кроссли Сомерлейтон – дворец Somerleyton Hall, построенный в 17 веке.
Интерьер дворца Somerleyton Hall.
Интерьер дворца Somerleyton Hall.
Интерьер дворца Somerleyton Hall.
Интерьер дворца Somerleyton Hall.
Кухня во дворце Somerleyton Hall.
Кухня во дворце Somerleyton Hall.
Интерьер дворца Somerleyton Hall.
Интерьер дворца Somerleyton Hall.

Некоторые загородные дворцы, такие как Чатсуорт, Уоберн и Лонглит, живут за счет загородного туризма, привлекая множество посетителей. Другие по-прежнему являются частными владениями, и благородные наследники, как и раньше, ежегодно переезжают из одной роскошной резиденции в другую. Герцоги Баклю, например, используют знаменитый «Розовый дворец» Драмланриг в качестве основной резиденции, но зимние месяцы проводят в 100-комнатном особняке Боухилл или в поместье Боутон (последнее включает пять деревень и особняк, залы которого украшают работы Ван Дейка, Эль Греко и Гейнсборо).

Герцоги Баклю – дворец Драмланриг из розового песчаника.
Герцоги Баклю – дворец Драмланриг из розового песчаника.
Дворец Драмланриг.
Дворец Драмланриг.
Интерьер дворца Драмланриг.
Интерьер дворца Драмланриг.

Привычки и увлечения аристократов тоже остались прежними. Сегодняшние их представители чаще всего принадлежат к тем же клубам, что и их предки. Они, как и в прошлые века, играют в поло, устраивают охоту, любят ружья, лошадей и собак.

Охотники в поместье герцога Бьюфорта в Англии. Фото: Dave Caulkin/AP Photo/East News.
Охотники в поместье герцога Бьюфорта в Англии. Фото: Dave Caulkin/AP Photo/East News.

Секрет сохранения благосостояния английских аристократов еще и в том, что, как и их предки, они успешно уходят от налогов. Попечители замка Говард в Северном Йоркшире, чтобы оплатить развод его аристократического обитателя, продали за 9,4 миллиона фунтов стерлингов картину Джошуа Рейнольдса. Налог с продажи уплачен не был, поскольку картина была заявлена как часть «тканей и обивок замка» и, следовательно, являлась «истощаемым активом».

Основным способом ухода от налогов для аристократов стали трасты. Бесконечное количество пэров, владеющих землями и замками, поместили все свои активы в дискреционные трасты, уклонившись тем самым и от общественного контроля, и от налога на наследство. Семейные трастовые фонды без лишнего шума обеспечивают доход любому числу бенефициаров, и ни налогов на наследство, ни любопытства публики при этом можно не опасаться.

В то же время английские аристократы не забывают получать бюджетные выплаты, объявляя свои огромные поместья мелкими фермами, нуждающимися в государственных субсидиях. И они эти субсидии получают! Аристократы извлекали максимально возможные выгоды от Единой сельскохозяйственной политики Евросоюза (системы субсидирования сельхозпрограмм в ЕС), пока Великобритания состояла в нем. Как минимум, каждый пятый получатель крупнейших единовременных субсидий в Великобритании в 2015/2016 году – аристократ. Можно представить, как они жалели о выходе Великобритании из ЕС!

В прошлые века аристократы всеми способами подчеркивали свое величие. Все, от одежды до манер, было призвано производить впечатление, чтобы никто не посмел усомниться в праве знати на власть. Но в наши дни аристократы стремятся к незаметности. Комментируя опубликованный в журнале Tatler рейтинг из десяти герцогов, журналисты Daily Mail отметили: «Некогда обладатели этих титулов стали бы главными знаменитостями своего времени. Сегодня большинству людей придется постараться, чтобы припомнить хотя бы одного человека из этого списка».

И это не случайно. Иначе придется платить все налоги по полной!