Найти в Дзене
Налог-Налог.ру

Основные статусы плательщика в платежном поручении - 2022

Оглавление

Заполняем платежку в 2022 году: актуальное в законодательстве

Прежде чем на регулярной основе осуществлять те или иные юридически значимые действия (к таковым относится отправка бухгалтерами и предпринимателями платежных поручений в банк), всегда полезно изучить актуальные положения законодательства, которые регулируют соответствующие процедуры.

Основным источником права, в соответствии с которым заполняются поручения при переводе денежных средств в бюджет в виде налогов, сборов, штрафов, пеней и иных обязательств, является приказ Минфина России от 12.11.2013 № 107н.

Периодически Минфин дополняет его, разъясняет нюансы применения тех или иных норм. К таким разъяснениям можно отнести, к примеру, письмо от 16.01.2015 № 02-08-10/800. В нем Минфин предписывает корректно соотносить статус плательщика с некоторыми КБК.

С 2023 года с введением Единого налогового платежа отдельные КБК в платежках указывать не предполагается. Узнайте больше о применении ЕНП из экспертной публикации, размещенной в системе «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к ней бесплатно.

В письме № 02-08-10/800 Минфин России фиксирует нормы, согласно которым при уплате земельного налога организациями должны указываться исключительно такие статусы плательщика, как 01, 02, 04, 05, 06, 07, 26, а при выполнении соответствующих обязательств перед бюджетом физлицами — статусы 03, 09, 10, 11, 13, 15, 16, 17, 19. Важно понимать при этом, что указанное письмо отражает структуру намного более ранней редакции приказа № 107н. В действующей редакции документа, например, не предусмотрено применение статуса 26 для юрлиц.

Кроме того, в октябре 2021 года упразднены статусы 09,10,11 и 12. Как правильно заполнять налоговую платежку в 2022 году, узнайте в «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Ознакомиться с образцом заполнения платежного поручения на примере такового для НДФЛ вы можете в этой статье.

В 2017 году особенно остро вставал вопрос о статусе плательщика в поручениях по страховым взносам — в связи с их передачей в ведение ФНС. Выбор стоял между статусами 01, 08 и 14. В итоге остановились на 01.

Подробнее см.: «Как заполнять платежки по страховым взносам в 2022 году».

Заметим также, что в большинстве случаев положения российских источников права — в данном случае приказа № 107н — вполне можно и нужно изучать в более широком толковании. Подобный подход может быть правомерен и в отношении норм, устанавливающих показатели статуса в платежках.

Так, полезно будет рассмотреть таковые в соотнесении с организационно-правовым статусом плательщика, особенностями его деятельности.

Показатели статусов плательщика содержатся в приложении № 5 к приказу № 107н. В их перечне есть те, которые можно однозначно соотнести с правовым статусом, а также со сферой деятельности налогоплательщика. Так, сущность таких статусов, как 04, 05 и 07 (налоговый орган, территориальные структуры ФССП и таможенный орган соответственно), в дополнительном разъяснении не нуждается.

Но есть статусы, применимость которых в отношении тех или иных лиц может потребовать разъяснений. Они-то и будут интересовать нас в данном случае.

Определяем суть неочевидных статусов в положении № 107н

Правомерно говорить о том, что действующая редакция приказа № 107н содержит перечень статусов, соотносимых с деятельностью плательщиков достаточно однозначно. Ранее с таким соотнесением были проблемы. Так, из положений приказа в редакции от 23.09.2015 не было очевидно, например, какие организации должны были ставить статус 14, обозначая свою принадлежность к налогоплательщикам, которые производят выплаты физлицам.

Традиционно статус 14 указывался ИП, нанимающими сотрудников и выплачивающими им зарплату, либо при перечислениях в рамках гражданско-правовых договоров (в то время как юрлица должны приводить статус 01). Однако Минфин России в письме от 06.03.2014 № 02-08-12/9890 рекомендовал ИП использовать код 08, указав, что статус 14 должен использоваться физлицами, не зарегистрированными как ИП.

Таким образом, ИП и юрлицам статус 14 задействовать не рекомендовалось в принципе.

В действующей редакции приказа № 107н предпринимателям, имеющим наемных работников, напрямую предписывается указывать статус 13 при перечислении налогов и взносов, администрируемых ФНС и ФТС. В иных случаях — статус 8.

Еще один примечательный статус, применявшийся ранее — 18. В приказе № 107н в редакции, применявшейся до 1 октября 2021 года, говорилось, что он должен фиксироваться плательщиком таможенных пошлин, не являющимся декларантом. Но у многих возникает вопрос: как такое было возможно? Кто может иметь соответствующие обязательства и не декларировать ввоз и вывоз товаров?

Например, это могли быть лица, которые получили разрешение на переработку продукции вне таможенной территории (подп. 6 п. 2 ст. 127 Таможенного кодекса ЕАЭС). Другой возможный субъект уплаты таможенных пошлин, не являющийся декларантом, — владелец торговой точки, занимающийся беспошлинной торговлей (ст. 429 ТК ЕАЭС).

Другие примечательные ранее применявшиеся статусы — 21 и 22, которые должны были указываться фирмами, входящими в консолидированную группу налогоплательщиков (или КГН). Что это за организации?

КГН — это добровольное объединение фирм, являющихся субъектами уплаты налога на прибыль и заключивших соответствующий договор (п. 1 ст. 25.1, п. 1 ст. 25.3 НК РФ). Подобные структуры создаются с целью:

  • уменьшения величины налога на прибыль;
  • снижения интенсивности налогового контроля.

Основные условия работы компаний в форме КГН:

  • доля участия одной фирмы в уставном капитале другой — 90% и более;
  • в год КГН уплачивает налогов и акцизов на сумму 10 млрд руб. и выше;
  • в год КГН имеет суммарную величину выручки 100 млрд руб. и выше;
  • по состоянию на 31 декабря КГН имеет активов на сумму 300 млрд руб. и выше.

Договор о создании КГН должен заключаться на срок не менее чем 5 лет. Также он подлежит регистрации в ФНС России (п. 5 ст. 25.3 НК РФ).

Так или иначе, в действующей редакции приказа № 107н не предусмотрено указания кодов 21 и 22. Как и нет многих отмеченных выше неоднозначных трактовок при заполнении платежек. При этом в ближайшем будущем появление противоречий вполне возможно. Дело в том, что с 2023 года налоговые платежки будут составляться по совершенно иным принципам в связи с введением Единого налогового платежа. Соответственно, структура реквизитов поручений может оказаться совершенно иной, чем при применении приказа № 107. То, какой она будет, еще только предстоит определить законодателю.

Ключевые статусы плательщика: буквальное толкование

Соотнести остальные статусы, не перечисленные в предыдущем разделе нашей статьи и указанные в приложении № 5 к приказу № 107н, с правовым статусом и отраслевой принадлежностью налогоплательщика довольно просто:

  • 01 — юрлица, уплачивающие налоги (ООО, АО, ПАО);
  • 02 — налоговые агенты;
  • 03 — ФГУП «Почта России» по отдельным платежам физлиц;
  • 06, 16, 17 — физлица, юрлица и ИП, которые ввозят в РФ и вывозят из нее в порядке экспорта товары (работы, сервисы), заключают сделки за рубежом;
  • 08 — юрлица и ИП, вносящие в бюджет платежи, не администрируемые ФНС и ФТС (например, ИП при уплате взносов в ФСС на травматизм, юрлица);
  • 13 — физлица, совершающие платежи в бюджет (в том числе администрируемые ФНС и ФТС);
  • 24 — физлица — плательщики страховых взносов;
  • 15 — банки, финансовые организации, ФГУП «Почта России» по обобщенным платежам физлиц;
  • 19 — юрлица по налоговым долгам физлиц;
  • 20 — банки и финансовые организации по отдельным платежам физлиц;
  • 23 — ФСС.
  • 29 — политическая партия;
  • 30 — иностранное лицо, не состоящее на учете в ФНС.

Показатель статуса плательщика фиксируется в реквизите 101 платежного поручения.

ВАЖНО! С 30.12.2022 приказ № 107н будет применяться в обновленной редакции. В соответствии с ней в поле 101 платежки будет указываться новый статус 31 — физлицами, юрлицами и ИП, которые осуществляют перечисление в рамках погашения задолженности по исполнительному производству (приказ Минфина России от 23.05.2022 № 81н). При этом в платежном поручении при указании данного статуса обязательно будет отражаться УИН в поле 22.

Итоги

Заполняя платежное поручение на уплату налогов или сборов, налогоплательщик обязан указать соответствующий статус в поле 101 платежки. Все статусы утверждены приложением № 5 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н и рассмотрены в нашем материале.