Российские бренды постепенно выходят из тени зарубежных. С конца февраля доля отечественных марок в ТЦ выросла на 20-30%. Западные магазины закрываются, соцсети, через которые они продвигали свои товары, остаются заблокированными, а стоимость аренды торговых площадей падает. Все это дает возможность российским компаниям наращивать производство и расширять ассортимент.
Место пусто не бывает
После ухода некоторых зарубежных брендов из России в моллах освободились торговые площади, а стоимость аренды упала. Это позволило развивающимся российским маркам занять нишу, нарастить производство и расширить ассортимент товаров. По предварительным оценкам, доля отечественного производителя выросла на 20-30%, сообщила газета «Известия».
Сейчас, когда появилась возможность продвижения отечественных брендов, даже небольшой абсолютный прирост дает значительный рост доли в процентах. Срабатывает эффект низкой базы. В крупных ТЦ, куда российские марки приходят на место закрывшихся или приостановивших работу западных магазинов, действительно рост может достигать 30%.
Павел Люлинвице-президент Союза торговых центров
Аналогичная ситуация в стрит-ретейле. По данным «Коммерсанта», объем свободных площадей на Невском проспекте, главной торговой улице Санкт-Петербурга, вырос до 11,7% в третьем квартале. Закрылась IKEA, магазины Lush, Swatch, Comme des Garcons. Доля свободных площадей на Невском может достигнуть 15–17% к концу года. В то же время присутствие российских фирм растет: открылись магазины LinoRusso, Sunlight, белорусский 7stories и другие.
Фото: Korie Cull/Unsplash
Магазины идут в офлайн
После блокировки социальных сетей брендам стало сложнее развиваться онлайн, поэтому многие стремятся открыть офлайн магазины в составе торговых центров. Это позволяет привлечь новую аудиторию и повысить узнаваемость марок.
Руководитель направления аренды торговых помещений CORE.XP Надежда Цветкова рассказала, что наиболее активно сейчас развивается сегмент одежды и обуви. Причем российским дизайнерам оказывается выгоднее открывать корнеры в составе универмагов: не нужно тратиться на ремонт, а в случае неудачи точку легко закрыть. При этом успешные продажи позволят расшириться и арендовать собственное помещение.
Рост идет как среди крупных марок, так и среди представителей малого и среднего бизнеса. Благодаря этому расширяется ассортимент товаров, чтобы хотя бы частично удовлетворить спрос.
Растут все сегменты товаров, на которые есть спрос: мебель, одежда, обувь и даже некоторые продукты питания или бытовая химия, ввоз которой ограничен. Все сферы перестраиваются, просто где-то мы видим наглядные примеры уже сейчас, а некоторые потребуют большего времени.
Александр Перемятовпрезидент Magic Group, основатель универмагов российских дизайнеров Slava
Фото: Unrivaledmarijuana/Unsplash
Покупать готовы
Уход иностранных брендов позволяет усилить позиции на рынке не только производителям одежды. Исследование компании МИЦ показало, что 64% покупателей рассматривают российские марки в качестве альтернативы импортным товарам. Больше всего потребители интересуются фармацевтическими препаратами российского производства, товарами для дома и ремонта, продукцией для животных, бытовой химией и уходовой косметикой.
В среднем 20% потребителей ждут возвращения зарубежных компаний или ищут альтернативные способы покупки их товаров. Еще 34% россиян проявляют интерес к продукции дружественных стран, сообщило издание New Ratail.
Менее заметен интерес к покупке отечественной продукции в сегменте крупной бытовой техники и электроники. Раньше более 90% покупок приходилось на иностранные товары. Сейчас около 40% россиян ждут возвращения брендов в Россию, 12-19% рассматривают покупку смартфонов и компьютеров с рук или готовы поехать за ними за границу.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».