Фразу «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!» несчастной Марии-Антуанетте приписали. Оригинал восходит к тексту Руссо. Но русский император Александр I тоже оказался замешанным в неприятную историю, когда он бросал толпе бисквиты, а люди дрались за обломки печенья из царских рук.
Случай этот приводится в «Войне и мире» в сцене приезда императора в Московский Кремль.
«Довольно большой обломок бисквита, который держал в руке государь, отломившись, упал на перилы балкона, с перил на землю. Ближе всех стоявший кучер в поддевке бросился к этому кусочку бисквита и схватил его. Некоторые из толпы бросились к кучеру. Заметив это, государь велел подать себе тарелку бисквитов и стал кидать бисквиты с балкона. Глаза Пети налились кровью, опасность быть задавленным еще более возбуждала его, он бросился на бисквиты. Он не знал зачем, но нужно было взять один бисквит из рук царя и нужно было не поддаться. Он бросился и сбил с ног старушку, ловившую бисквит. Но старушка не считала себя побежденною, хотя и лежала на земле (старушка ловила бисквиты и не попадала руками). Петя коленкой отбил ее руку, схватил бисквит и, как будто боясь опоздать, опять закричал «ура!», уже охриплым голосом».
Может ли быть этот анекдот подлинным? Вскоре после публикации князь Вяземский выступил с опровержением этого эпизода и стал винить Толстого в клевете на характер императора Александра. Император не мог так поступить и не делал этого. Толстой возражал, что ссылается на свидетельства современников. Впрочем, подлинность рассказа не удалось подтвердить документально. Однако российский литературовед Борис Эйхенбаум нашел схожее происшествие в книге московского мещанина Рязанцева «Воспоминания очевидца о пребывании француза в Москве в 1812 году». Там действительно описан случай, когда император, заметив народ, смотревший с дворцового парапета в растворенные окна на царскую трапезу, приказал камер-лакеям принести несколько корзин фруктов и своими руками с благосклонностью начал их раздавать людям. Все-таки не бисквиты, но и в клевете Толстого обвинять нельзя.