Сегодня от либералов можно услышать о том, насколько русский народ любит подчиняться и всегда ищет сапог себе на спину. Настолько он не мог постоять за свои права, что по итогу Российская империя распалась от революции, созданной и русским, и другими народами. Чего только стоит вспомнить количество крестьянских восстаний, которые то и дело вспыхивали по всей территории страны.
У всех на слуху Кровавое Воскресенье. Однако тут можно парировать, что «они шли с челобитной к царю-батюшке, экое неповиновение». Хорошо, есть и другие истории о борьбе русского народа за свои права. Например, восстание в селе Бездна (Казанская губерния) в 1861 году.
Небольшая предыстория. Вот уже 6 лет царь Александр II правит страной. Ещё в начале своего императорского пути ему стало понятно, что крепостное право серьёзно тормозит Россию, и стал находить пути его полной или частичной отмены. Связанно это было с тем, что большинство крестьян уже были де-факто независимы. Российская аристократия жила в долг, ездила по заграницам и тратила там баснословные суммы, ввиду чего закладывала движимое и недвижимое имущество на Родине, в том числе и крестьян. Так что стремление Александра связано не с абстрактной любовью к русскому народу, а с прагматичным расчетом по решению насущной проблемы. Известна его фраза, сказанная в 1857 году: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнёт отменяться снизу». Однако найти подступы к решению этой проблемы император не мог долго.
На протяжении нескольких лет выходили государственные указы, которые приближали отмену крепостного права, вышло и «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». Новость об отмене крепостничества крестьяне ждали с нетерпением. Так же произошло и в этот раз.
Крестьянин Антон Петров начал трактовать определённые пункты положения в пользу крестьян. Он утверждал, что на самом деле они независимы уже с 1858 года, а помещики просто обманывают крестьян и держат их при себе. На самом деле Антон неправильно понял пункты положения. Ну а чего можно ожидать от крестьянина, который не мог получить образование. Умение читать уже выделяет его из крестьян, как самого что ни на есть грамотного. Но слухи имеют свойство распространяться, и крестьяне решили требовать незаконно отобранную свободу.
По итогу крестьяне стали стекаться в Бездну со всей округи. Всего собралось около 10 тысяч, и такое мероприятие, конечно, не могли пройти мимо внимания высокопоставленных особ. В Бездну были направлены 2 роты Тарутинского полка под командованием генерала Апраксина. После неудачной попытки потушить волнения через проповеди попов было решено действовать силой. Позже Апраксин писал в своём рапорте императору:
«Предводитель, передав мне, что никакие увещания его, ни даже священника не послужили к убеждению крестьян с. Бездны, и как только кто начинал вразумлять крестьян, толпа поднимала крики "воля, воля", желая уничтожить этим всякую возможность привести к повиновению даже тех из них, которые могли бы образумиться. Видя такое положение дел, я немедленно написал предписание командиру 4-го резервного батальона Тарутинского пехотного полка, расположенного в гор. Тетюшах, прислать 2 роты в с. Никольское, отстоящее от с. Бездны в 7 верстах, сам же с уездным предводителем дворянства отправился в с. Бездну, чтобы испробовать меры кротости и увещания».
По прибытии армии в село Апраксин потребовал выдать Петрова, дабы отправить его под суд. Однако крестьяне не собирались отдавать его. Так отчаянно цеплялись они за любую возможность получить долгожданную свободу. Они готовы были перечить даже господину в военной форме. Это ли не гражданская смелость? Они прекрасно понимали, к чему это может привести, ведь по статистике Бессонова с 1801 по 1861 год в России произошло около полутора тысяч крестьянских волнений, многие из которых закончились жёстким подавлением. Конечно, через своеобразное сарафанное радио, люди были в курсе событий.
Когда Апраксин понял, что его требования не выполняются, он с войсками отправился к его дому. Самые смелые крестьяне встали между Апраксиным и Петровым. Вот как произошедшее описано в рапорте:
«Тогда я сам, подъехав к толпе, объяснил им возложенное на меня поручение и приказывал выдать Антона Петрова или разойтись, но ничто не могло подействовать на ужасное упорство и убеждение этих людей; они кричали: «Нам не нужно посланного от царя, но самого царя давай нам; стреляйте, но стрелять вы будете не в нас, а в Александра Николаевича». Тогда заставил я их замолчать и сказал им: «Жаль мне вас, ребята, но я должен и буду стрелять; те, которые чувствуют себя невиновными, удалитесь». Но, видя, что никто не уходит «толпа продолжает кричать и упорствовать, я отъехал и приказал одной шеренге сделать залп, после которого снова было сделано увещание, но толпа все то же кричала; тогда я вынужден был сделать несколько залпов; к этому побудило меня более то, что крестьяне, заметив значительный промежуток между залпами, начали в большом количестве выходить из дворов с криком за кольями и угрожали окружить и задавить малочисленную мою команду. Наконец толпа рассеялась и послышались крики о выдаче Антона Петрова, который, между тем, хотел скрыться из селения задами, но был предупрежден 2 казаками, захватившими приготовленную для него лошадь. Тогда Антон Петров вышел из дома перед войско, неся Положение о крестьянах над головою, и тут был взят вместе с выданными им мне сообщниками и отправлен под конвоем в острог гор. Спасска. После выдачи Петрова приступлено было к уборке тел и поданию помощи раненым. По проверке оказалось убитых 51 человек и раненых 77».
На действия Апраксина посыпалось немало критики. Даже военный губернатор Казанской губернии писал, что «крестьяне не буйствовали, ни вреда сделать никому не успели и были 12 числа совершенно безоружны». Самодержец же Александр II отреагировал на это словами понимания и одобрения: «Не могу не одобрить действий гр. Апраксина; как оно ни грустно, но нечего было делать другого».
А ведь именно по вине этого человека, который считается освободителем, произошли эти ужасные события. Ему вторила и аристократия. «Радости их, — писал в письме адъютант казанского губернатора Половцев, — при получении известия о стрельбе не было конца; многие публично пили шампанское и поздравляли друг друга с успехом; мало того, слабые женщины и те выказывали свою радость и жалели только о том, что убитых было слишком мало».
Борьба за права в России шла всегда, и порой гораздо большими жертвами и кровью, чем в других странах. Благодаря героизму и стойкости наших предков мы сегодня в принципе существуем. И когда очередной псевдо-интеллектуал начнёт рассказывать про бесхребетный русский народ, вспомните село Бездна. Вспомните полторы тысячи восстаний за 60 лет. Помните, что мы живём на земле, пропитанной кровью настоящих героев, которые боролись за будущее, не взирая ни на что.
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, пишите комментарии, читайте другие наши статьи. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot
Список источников: