Скажу сразу - завалить можно те экзамены, которые сдавать было не надо.
Учитывая пришедшее мне письмо Рособрнадзора, теперь я могу точно говорить - полученный сыном аттестат это результат работы именно этого ведомства. Спасибо им!
Мы уже привыкли, что ОГЭ это четыре экзамена: два обязательных и два по выбору.
Но так бывает не всегда. Например, в году прошлом в связи с пандемией наше доброе государство разрешило детям сдавать только два экзамена, обязательных, по русскому и математике. По остальным же предметам оценка в аттестат шла по годовой.
Но не всем удалось эти два экзамена сдать. Кто-то остался и на второй год. Например, мой сын.
По результатам заваленного в прошлом году ОГЭ школа нам сразу озвучила, что будет второй год и повторная сдача экзаменов, но уже не двух. А всех четырех, как положено.
Да, уже тогда я была почти уверена, что школа, мягко говоря, не права. Потому как есть такой абз. 10 п. 20 Порядка, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015, согласно которому:
Учащиеся, освоившие образовательные программы основного общего образования и получившие на ГИА неудовлетворительные результаты, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение.
По завершении повторного обучения обучающиеся проходят ГИА-9 по учебным предметам, при сдаче которых обучающимися были получены неудовлетворительные результаты.
Но какой смысл спорить и ругаться с учебным заведением, с которым еще неоднократно придется контактировать? Тем более я была совершенно не уверена, что мой сын осилит хоть эти два, обязательных, экзамена. А если совсем честно, то я была почти уверена, что не осилит.
В общем, спорить мы не стали. Парень снова пошел в школу, и, по большому счету, ему повторное обучение пошло на пользу - он осознал, что просто так, на шару, ничего не получается, худо-бедно, но стал посещать занятия и почитывать учебники.
И, о чудо, в этом году математику и русский сдает на тройки. Причем математику даже с запасом по баллам.
А вот информатику и географию завалил. И второй раз завалил. И третий раз тоже.
На самом деле, кто будет выбирать предметы на следующий год. Информатика это такой прям троянский конь среди экзаменов. Мое чудо выбрал этот предмет только потому, что баллов для успешной сдачи там набрать надо самый минимум - всего пять. Но. Если посмотреть задания - эти баллы еще набрать надо! А задания, прямо скажем, там не совсем уж элементарные (с математикой не сравнить). По большому счету, я нашла только парочку, которые хоть и с трудом, но можно было бы вдолбить в голову моему выпускнику. Собственно, как раз первый раз он и набрал один балл, а во второй - два.
С географией проще - если ребенок ориентируется в картах, делать на этом экзамене нечего. Хоть задания сами по себе и не простые, но в картах есть ВСЁ. А карты на экзамене есть. Географию сын пересдавал три раза. И все три раза до тройки ему не хватало всего одного балла. Вот такая засада.
В общем, к октябрю мы оказались с двумя сданными обязательными экзаменами и двумя несданными по выбору.
И горячим желанием закончить уже эту школу и получить аттестат.
И вот тут-то и пришлось вспомнить, что законодательство смотрит на всю эту историю несколько иначе, чем школа. Причем, помимо упомянутого выше Приказа Минобра, есть еще и Письма Рособрнадзора от 14.02.2018 N 10-92 « О повторном прохождении ГИА-9»
при повторном прохождении ГИА-9 обучающиеся, получившие неудовлетворительный результат в году, когда обязательным были только два предмета, в следующем году сдают экзамены только по тем учебным предметам, по которым ими получен неудовлетворительный результат - русскому языку и (или) математике. При этом пересдавать экзамены по учебным предметам по выбору, даже если по ним был получен неудовлетворительный результат, но он не влиял на выдачу аттестатов в году, в котором экзамен был не сдан, в следующем году не требуется.
Перевожу на русский: ситуация, когда в предыдущем году дети сдавали два экзамена, а в последующем четыре, уже в истории нашей страны была - это 2015/2016г и 2016/2017, когда ОГЭ вводилось. Вот тогда на пробу были даны обязательные экзамены (и аттестат выдавался по ним), а потом добавили и экзамены по выбору.
И такие же гаврики, которые сначала завалили два экзамена, а на следующий год оказались должными сдавать четыре, тоже уже были. И Рособрнадзор уже высказывался: ухудшать положение учащихся нельзя, сдавать им надо только два экзамена.
В общем, собрав всю нормативку в жалобу, сначала отправила я ее в Минпросвещения.
Иииии.... мою жалобу спустили в школу.
Однако даже уже от этого действа результат оказался впечатляющим: вместо безальтернативной сдачи четырех экзаменов в будущем году, нам предложили уйти на семейное и сдавать два несданных. Почему так - остается только гадать. В каком документе школа нашла разницу между семейниками и теми, кто проходит повторное обучение в стенах школы, я не знаю. Но меня почти убедили. Я даже написала заявление с просьбой отдать мне личное дело, ибо еще раз четыре экзамена это дурь, ребенок мой не сдаст никогда.
Но жалобу отправила еще и в Рособрнадзор (а если совсем честно, то в очереди на получение жалобы стояли еще и все четыре уполномоченных, но отправлять и я ее собиралась по очереди).
И вот вчера мне пришел ответ от Рособрнадзора. Если коротко:
участнику ГИА сокращен перечень экзаменов до двух обязательных, как участнику ГИА, не прошедшему ГИА в 2021г. и аннулированы результаты двух экзаменов по выбору.
Аттестат нам выдали на неделю раньше с резюме от школы "крайними, конечно, сделали нас, но все равно вам спасибо - мы теперь знаем, что так можно".
В общем, Урра, товарищи. И до здравствует закон и справедливость. Как-то так.