Говоря о истории русской иллюстрации, мы вспомнили сначала именно иностранных художников. «Почему же не русских?» — спросите вы.
Иллюстрация — это в большинстве своем жанровая графика, а предшествовала этому жанровая гравюра.
В XVIII-м веке в Российской империи было много иностранных художников, которым русская жизнь и бытовая обстановка казались такой же экзотикой, как жизнь китайцев и индейских племен.
Они зарисовывали всё, что видели, и по их документальным рисункам мы можем достоверно, наглядно узнать, как жила Россия в начале XVIII-го. О некоторых из них мы писали(ссылка в конце статьи)
Для русских художников эта повседневная экзотика казалась неинтересной. Слишком обыденной и недостойной для того, чтобы её запечатлели. Так бывает всегда — то, что нас окружает ежедневно, кажется нам не интересным, а само собой разумеющимся.
К тому же русские художники были люди подневольные и писали то, что интересовало высшие слои дворянского общества. К тому же русская Академия художеств долго относилась к жанровой живописи очень отрицательно.
У нас допускалась историческая живопись. Изображение героических моментов страны. Героями всегда являлись цари, полководцы и другие представители дворянства. А в начале XVIII-го века имена русских жанровых художников нам не встречаются вовсе.
И, если рисунки иностранных художников на тему русской народной жизни мы можем наблюдать сотнями в отдельно изданных альбомах, книгах того времени, и масляной живописи, то русских мастеров крайне мало и работы наперечет.
Известно лишь несколько живописных работ XVIII-го века. Две большие жанровые картины крепостного художника Михаила Шибанова. Первая известна как «Крестьянский обед»1774 года. На оборотной стороне картины пометка «Сия картина представляет суздальской провинции крестьян»
В моем представлении картина холодная, и в полной мере не отражает повседневной действительности, которую мы видим в рисунках иностранных художников- Ле Пренса, Гейслера. (ссылка в конце статьи) хотя написана натуралистично. Но повседневный обед вряд ли проходил в праздничном костюме.
Договор между семьями жениха и невесты. В этой картине мы тоже не увидим повседневной жизни, но автор точно воссоздает костюмы, головные уборы, наряд невесты, что тоже немаловажно.
Но опять же, на мой взгляд, очень «холодная» манера письма, академичная. Мы не участвуем в этой сцене, созерцаем отстраненную, хорошо выверенную холодную композицию. Сугубо личный взгляд.
Но Михаила Шибанова мы, конечно, относим к «зачинателю» русской жанровой жизни. О других русских основоположниках жанровой картины в России мы поговорим в следующих публикациях.
Будем рады видеть Вас среди своих подписчиков.
Если Вашему раритету нужна помощь, ждем Вас в наших мастерских.
Российская глубинка глазами иностранца 18-го века. Про книжную графику.
Путешествие по Сибири. Русский мир глазами иностранцев. Про книжную графику
☞ Подписывайтесь на наш канал. Делитесь информацией, с активной ссылкой на контент, в социальных сетях!