Франция утверждает, что нашла хитрый способ заставить Россию продавать свою нефть по предельной цене. Но их предложение кажется странной тактикой, от которой Москва вряд ли откажется. Но у Европы мало возможностей для поддержки и введения эмбарго на российскую нефть, чтобы сохранить лицо, сэкономить топливо и избежать массовых протестов. Как?
До введения ЕС эмбарго на поставки топлива из России остается еще месяц. Споры о пороговых ценах, намеченных на 5 декабря, продолжаются. Ведь США и ЕС ищут способы заставить Россию сохранить предельную цену. Позиция Москвы ясна: она не будет придерживаться никакого потолка цен, перестанет поставлять нефть в Европу, и все.
Соединенные Штаты ранее с осторожностью относились к таким шагам из-за опасений по поводу роста мировых цен на нефть, что напрямую повысит цены на бензин и дизельное топливо для американцев. И теперь ЕС рискует остаться без нефти зимой и без топлива на заправках. Не так давно с подобной ситуацией столкнулись граждане Франции, но отсутствие топлива на заправках было вызвано забастовками работников нефтеперерабатывающих заводов.
Как Европа и США могут найти компромисс между сохранением своего имиджа в глазах международного сообщества, с одной стороны, и защитой потенциала российской нефти на мировом рынке, с другой?
Французский телеканал Causeur заявил, что нашел идеальный способ заставить Россию продавать свою нефть втридорога. Он посоветовал Москве продавать нефть ЕС по ценам ниже рыночных в обмен на гарантии поставок.
На европейские и британские компании приходится почти 90% морских страховых и финансовых услуг России. Без поддержки этих компаний владельцы танкеров в любой стране отказались бы от перевозки российской нефти, пишет французское издание. С декабря 2022 года ЕС и Великобритания планируют запретить своим компаниям страховать и финансировать транспортировку российской нефти в третьи страны, в основном по морю.
Но главный аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков считает, что французская версия предложения не является ни компрометирующей, ни вводящей в заблуждение.
Как компании соблюдают эти правила, описано в документе OFAC Министерства финансов США, которое следит за соблюдением санкций. Неслучайно ценовой потолок распространяется только на морскую нефть, а не на трубопроводную. Причиной этого является клише о том, что «США не контролируют цены на нефть, протекающую по трубопроводу». Например, мы отправляем нефть в Китай по трубопроводу и платим за нее в нашей валюте. Стороны заявляют, что цена на нефть является коммерческой тайной, и США не имеют доступа к этим данным", - сказал Юшков.
Но реальные затраты на транспортировку нефти морем можно наблюдать, потому что на рынке страхования и транспортировки нефти доминируют западные компании – Европы, Великобритании и США.
(Если нефтяная компания хочет зафрахтовать танкер для перевозки нефти, добытой в России, перевозчик должен запросить документ, показывающий цену на эту нефть. Этот документ вместе с ценой направляется в страховую компанию США и OFAC. Документ Цена равна или ниже максимальной цены, а US Transport и организаций не требует (при высокой цене к нарушителям применяются вторичные санкции).