Найти тему
ЭКОЮРС - Новости

Является ли углубление рельефа местности, вмещающее сточные воды, водным объектом?

Является ли углубление рельефа местности, вмещающее сточные воды, водным объектом?

Отвечает ведущий юрист Центра Зиновкин Никита:

В правоприменительной практике возможно отнесение выемок, вмещающих водные массы, как к водным объектам, так и к техническим сооружениям, в связи с чем оформление разрешительной документации отличается в зависимости от идентификации такой выемки.

В соответствии с п. 19 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее – Водный кодекс РФ) сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

Согласно п. 2 ст. 3 Водного кодекса РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 данной статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается, в том числе, в целях сброса сточных вод в водный объект.

В соответствии с п. п. 4, 5 ст. 1 указанного Федерального закона водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

При этом под водным режимом понимается изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте.

В соответствии со ст. 5 Водного кодекса РФ водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на:

  • поверхностные водные объекты;
  • подземные водные объекты.

При этом к поверхностным водным объектам относятся:

  • моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);
  • водотоки (реки, ручьи, каналы);
  • водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);
  • болота;
  • природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);
  • ледники, снежники.

Согласно п. 18 ГОСТ 19179-73 Гидрология суши. Термины и определения, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 29 октября 1973 г. № 2394 (далее – ГОСТ 19179-73), водоём – водный объект в углублении суши, характеризующийся замедленным движением воды или полным его отсутствием.

Различают естественные и искусственные водоёмы. При этом, искусственные водоёмы – специально созданные скопления воды в искусственных или естественных углублениях земной поверхности.

При этом необходимо отметить, что в соответствии со ст. 35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.

Нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда.

В настоящее время установлены следующие нормативы качества воды в водных объектах:

  • раздел III СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2);
  • нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения (утв. Приказом Минсельхоза России от 13 декабря 2016 г. № 552).

Необходимо отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 3 Водного кодекса РФ регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав.

При этом следует отметить, что согласно ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды:

  • природная среда (далее также – природа) – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;
  • окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;
  • благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов;
  • природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;
  • природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;
  • антропогенный объект – объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

Таким образом, водными объектами, являющимися природными ресурсами, могут быть природные объекты и природно-антропогенные объекты, но не антропогенные объекты.

При анализе свойств природного объекта - естественной экологической системы, природного ландшафта и составляющих их элементов, сохранивших свои природные свойства, необходимо отметить, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»:

Естественная экологическая система – объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией.

Природный ландшафт – территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях.

Если созданный человеком объект не обладает перечисленными свойствами природных объектов, то он не является природно-антропогенным объектом и, следовательно, не может быть признан водным объектом.

Таким образом, сосредотачивающий воды объект, созданный человеком и не обладающий свойствами природных объектов, не является водным объектом и на него не распространяется требование пункта 7 части 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации.

При этом выемка, вмещающая водные массы, созданная человеком и не имеющая гидрологической связи с водными объектами, конструкция которой не допускает попадания сточных вод в поверхностные или подземные водные объекты, а также на рельеф местности, не относится как природным, так и к природно-антропогенным объектам и не обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем.

Основным источником поступления воды в такую выемку являются сбросы сточных вод, содержащие загрязняющие вещества. В указанном случае выемка, вмещающая водные массы, является техническим сооружением, вода в котором не предназначена для хозяйственно-питьевого, культурно-бытового использования, рыболовства или сохранения водных биологических ресурсов.

В указанном случае выемка, вмещающая водные массы, относится к антропогенным объектам (техническим сооружениям) и не являются водными объектами.

При этом для целей отнесения выемки к техническим сооружениям целесообразно проанализировать сведения, содержащиеся в государственном водном реестре.

В случае, если сведения о водном объекте не внесены в государственный водный реестр, объект не может рассматриваться в качестве водного объекта.